Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Category:

ункафе + гранкафе

В гостинице обнаружился угол с интернетом. Но делами все равно дома займусь.
А пока выкладываю записки.

Сантаглория пару дней назад завела разговор (с вами письменный, со мной – устный) об описаниях счастья в литературе – дескать, их почти нет, и это понятно, потому что описывать счастье скучно, а читать о чужом счастье еще скучнее. То ли дело страдание – и описать можно со вкусом, и читать интересно. И так далее, лучше у нее почитать, чем я пересказывать буду.

Я об этом уже третий день думаю, потому что приставучая оказалась тема, хуже популярного мотивчика какого-нибудь. Меж тем, в Риме сегодня проходит марафон, некоторые улицы перегородили, чтобы добровольные мученики бежали беспрепятственно; прочий народ стоит вдоль проезжей части и смотрит на это дело. При этом, как водится, веселится и ликует, в дудки гудит и трещотки вращает. А ведь на марафонцев смотреть жалко, такие измученные у них лица, ногами еле двигают, некоторые бегут медленней, чем я иду, страшное дело, короче.
Я это к тому, что один из ответов на вопрос об описаниях счастья и мук в литературе, самый простой, лежащий на поверхности: людям просто нравится наблюдать чужие страдания. Собственно, это вообще основа сформировавшей нас всех христианской культуры – считается, что за нас сам Бог муку принял. Что вдвойне приятно – во-первых, на нашу долю одной смертной мукой, по идее, меньше, во-вторых, вон мы какие, оказывается, важные персоны. И весь диапазон намазанных на хлеб наш насущный зрелищ – от спортивных сотязаний до чтения так называемой «серьезной» литературы (про кино вообще не говорю) – предоставляет потребителю возможность насладиться, созерцая чужие страдания. Делов-то.
Но более точный ответ на вопрос надо искать чуть-чуть глубже. То есть, не почему на литературные страдания такой спрос, а почему столько щедрых предложений, которые, делайте что хотите, способствуют формированию спроса. (Это вообще отдельная тема; коротко говоря, предложение создает потребительские привычки, которые, в свою очередь, будут формировать спрос, а он - последующие предложения, т.е., производитель, конечно, прогибается под потребителя, но потребитель-то сформирован его предшественниками, причем на любом этапе можно перестать прогибаться и начать собственноручно формировать будущий спрос, если, конечно, хватает ресурсов и стратегических талантов.)

*Растерянно оглядывается по сторонам в поисках своих баранов*

А. Так вот. Литература – это особым образом организованная речь, речь – инструмент коммуникации, а потребность в коммуникации – следствие богооставленности. С момента разрыва непосредственного контакта с, условно говоря, Богом, описанного в мифах как изганине из рая, человек неполон. В каждом из нас проделана чорная дыра, которая требует наполнения и притягивает к себе все, что подвернется. Этот процесс притяжения, собственно, и есть коммуникация. По мере зарастания дыры нужда в коммуникации снижается, т.е., на определенном этапе т.н. «святости» отшельничество – не подвиг, а нормальная бытовая потребность.
Таким образом, литература (как и все остальные способы коммуникации) – прямое следствие богооставленности, которая сама по себе – первопричина и фундамент всех человеческих страданий. Вот нам и ответ на поставленый вопрос.
И одновременно – прекрасная задача повышенной сложности.
Потому что использовать этот заточенный под страдание инструмент для описания прямо противоположного состояния – вот вызов и достойная цель. И не в литературе, понятно, дело, литература – это просто повод взяться за работу в том самом уникальном случае, когда труд действительно освобождает. Потому что речь используется не только для внешних, но и для внутренних коммуникаций. То есть, для непрерывного разговора с самим собой. Научаясь применять этот созданый страданием и для описания страдания инструмент по иному назначению, можно постепенно перепрограммровать себя самого. Ну и тех, кто мимо шел, если очень повезет.

У Святого Петра целая связка ключей от рая. Это – один из многих. Не универсальный. Но некоторым вполне может подойти.
Tags: Италия, гуманитарная помощь, простые вещи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments