Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

Рута

Художник и саксофонист Чесловас живет на хуторе, дорога к которому пролегает через село Благословишкес. Я не шучу, село натурально так называется.

Хутор - это огромная (по моим меркам) территория - озеро, луг, немножко полей, много огородов, маленькая фиолетовая теплица, здоровенный двухэтажный дом, в котором еще не было никаких отделочных работ, зато есть офигительный (в смысле работоспособности, 5 минут, и в выстуженном доме становится жарко) самодельный бойлер, сауна и сложенная по старинному методу печь, большущая мастерская (отдельное здание), большая же галерея (тоже отдельное здание, там в будущем планируются выставки разных художников, а пока хранятся работы самого Чесловаса, которые не помещаются в мастерской. Возле галереи отдыхает трактор, в садовой беседке сушится фасоль, на лугах творится всякий лэнд-арт, потому что Чесловасу всюду тесно, поле для него - как раз нормальный размер.

На хуторе живут Чесловас и Рута. Наверху потом еще будут комнаты для их четверых детей, но комнаты понадобятся только летом, во время отпусков - дети уже выросли.
Рута - жена Чесловаса. На этом месте у меня заканчиваются слова, потому что описать Руту не проще, чем музыку, производимую саксофоном и медными ступами. Руту, по правде сказать, даже труднее, потому что с языком давно творится неладное, за каждым словом прячется разбойник-стереотип, так и норовит выскочить и уволочь бедного читателя в темную чащу полного непонимания.

Ну вот если я напишу, что Рута офигительно красива, вы тут же представите себе женщину, совершенно непохожую на Руту. А если напишу, что она удивительно, феноменально некрасива, вы тоже представите себе черт знает что. Фишка в том, что и то, и другое правда про Руту, то есть, сумма - правда, а каждое из слагаемых по отдельности - вранье.
Если я напишу, что Рута всю жизнь прожила с мужем-художником в отчаянной бедности, да и сейчас, вырастив до состояния полной самостоятельности четверых детей, собрав по крохам свои доли наследства, и построив свой хутор возле Благословишкеса, они слабо представляют, когда, как и на какие средства (кроме собственных рук нужны материалы) будут отделывать дом - так вот, если я все это напишу, на передний план тут же вылезет стереотип "жена бедного художника", и на месте Руты возникнет изможденный, замордованный, но все еще сильный духом бабец, страдалица и мученица, которую жалко. А жалеть Руту так же нелепо, как жалеть землю за то, что мы по ней ходим. Ну ходят всякие, да. Обычное дело, чего жалеть-то.
Если я напишу, что Рута не только выращивает овощи, печет хлеб, собирает и сушит грибы, но и отлично разбирается в травах, которые собирает в лесу, чтобы потом из одних отжать сок, другие высушить, третьи выварить, и что там еще делают с растениями, чтобы превратить в лекарства, возникнет образ этакой деревенской ведьмы из простонародья, наученной бабками, темной и нерассуждающей. А Рута оперирует в разговоре химическими формулами, извиняется, спохватившись, что это слишком сложно для собеседников. Она и боровики свои сушит на продажу в старинной печке не потому что бабка научила, и не потому, что духовки нет. Рута может долго рассказывать о процессе разрушения каких-то белков и образовании токсинов при сушке грибов в духовке, и объяснять, по какой причине эти процессы не происходят в старинной печи. Потом понимает, что собеседники отчаянно тупят, смеется - ну, если не понимаете, верьте на слово. Вера нужна, когда нет знания, - говорит Рута. Я тоже так всегда говорю, но в ее устах формула про веру и знание звучит гораздо убедительней. Примерно, как химическая.

Говорит: мы уже почти построились, теперь надо сделать так, чтобы к нам ездили. Есть площадки (действительно есть, на земле и на крыше дома), можно делать концерты, можно даже музыкальный фестиваль. Есть галерея, можно делать выставки. Есть пространство, можно делать объекты. Да все можно!
Натурально все можно. Хутор возле Благословишкес вполне может стать со временем центом альтернативной (в смысле, живой, не официозной, не иерархической) культуры, если Рута не передумает. Потому что все будет, как она захочет. И не когда-нибудь, а быстро. Пара лет - крайний срок.

Когда Рута обнимает другого человека - от избытка чувств, или просто на прощание - реальность становится для этого человека очень хорошим местом. Интересным, разумно устроенным и абсолютно безопасным.

Рута - одно из самых сильных человеческих впечатлений моей жизни, честно говоря.
Tags: какбыло, поехали, человекас
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments