Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

закрыть гешальт

В рамках акции "убей в себе будду" меня вчера уболтали посмотреть кинофильм "Обыкновенное чудо".
Ну чо. По крайней мере, второй раз в жизни мне удалось досмотреть этот кинофильм до конца. Первый раз - это когда была (вероятно) премьера - первого января, по одной из аж двух программ советского телевизора, поди такое в школьные годы не досмотри.
Будда, сдуру самозародившийся было во мне, благополучно скончался еще в самом начале просмотра. Даже раньше, чем начала блевать шокированная происходящим кошка. Зато вместо слабосильного Будды в организме народилось много вкусных и полезных демонов зла, с которыми мне всегда весело и интересно.

Зато я теперь знаю, почему так люто ненавижу этот, объективно говоря, талантливо сделанный фильм.
Он начинается с того, что бухтит жена Волшебника: "Ты мне обещал жить как все", - и предлагает ему развлечения ради делать полезные в хозяйстве чудеса, типа камни в сыр превращать и пр.
Все. После этого клекота тупой курицы можно отворачиваться и уходить, чтобы изредка возвращаться - поглядеть на симпатичные рожи офигительно сыгравших актеров и послушать смешную песню про цветочки на лугу. Что я обычно и делаю. Но ныне дух мой крепок, и мы стали смотреть дальше.
Жена Волшебника - это, конечно, просто классика стереотипных представлений о бабах. Нудит и зудит: "Живи, как все", - автоматически жалеет Медведя, превращенного в человека, даже не попытавшись разобраться, что именно с ним произошло, а через десять минут экранного времени грозит обидчику мужем-волшебником, окончательно превращаясь в ролевую модель для нескольких поколений интеллигентных девочек. В финале она воцаряется над ситуацией с медным тазом для варки варенья (интересно, хоть кому-то пришло в голову, какая это отличная метафора - по сюжету-то в этот момент проект Волшебника именно что медным тазом накрылся?) - а в самом-самом финале снисходительно хвалит мужа - забавная у тебя сказка получилась, может быть, даже самая лучшая. Ну слава тебе господи, оценила. Жизнь удалась.
Можно сколько угодно делать скидки на юмористическую составляющую и т.п. Но, блин. Сколько я знаю таланливого народа, сломленного и смятого постоянным присутствием близкого человека с ролевой моделью "жена волшебника". Понятно, что кто сломлен, сам (неосознанно) хотел быть сломленным, а все равно как-то мне совсем не смешно.
Второй ужос-ужос - это, понятно, сам Волшебник, который в трудную минуту начинает вести себя как чукча-хирург из анекдота (полосующий пациента скальпелем с воплями: "нициво не палуцяица"). И сколько бы он потом ни делал духовное лицо, с ним все ясно - безответственый, истеричный говнюк, которому не то что сказку рассказывать, а праздничную стенгазету для бухгалтерии лучше бы не доверять. Ролевая модель для нескольких поколений мальчиков, рано понявших, как приятно называть себя "Творцами" и "художниками". Тьфу.

То есть, эти двое абсолютно ужасны. Все остальное в кинофильме очень хорошо. Но поскольку Волшебник - как бы создатель ситуации, а его самодовольная дура-жена как бы главный (единственный, собственно) зритель, очень трудно от них отвлечься.

Но одновременно мне вчера стало понятно, что в целом получилась прекрасная и поучительная притча о том, как высказывание становится значительнее и сильнее высказывающегося, как дух играет на первой попавшейся дудке, как всякая хорошая история рассказывает себя сама, не обращая внимания на того, кто считает себя рассказчиком.
Причем, что особенно прекрасно, о самом фильме можно сказать то же самое. Я очень не люблю талантливого, в общем, режиссера Захарова, через которого регулярно рассказываются очень неплохие истории, особенно если спокойно подумать, а не плеваться после первой же фальшивой ноты, каких у него всегда тьма.
То есть, в итоге, хорошее кино получилось. Можно больше не ненавидеть его, ура.

Но слушайте.
Мне в тринадцать-четырнадцать лет, или сколько мне там было во время первого просмотра, не удалось бы все это так гладко сформулировать. Но претензии к фильму были ровно те же, что и сейчас. Интуиции и этического инстинкта вполне себе некультурного подростка оказалось достаточно.
Я знаю, что фильм "Обыкновенное чудо" любят все, или почти все. И у меня вопрос: а вас совсем-совсем не смущало, что жена Волшебника и он сам такие козлы? Или вам казалось, что они нормальные и даже хорошие? Или просто все остальное было так здорово, что это удавалось игнорировать? Или как?
Мне, правда, очень интересно.

Упд
Ой, слушайте. Там же еще был жуткий (и показательный) ужос, когда Волшебник произносит совково-пафосную речь перед тем, как бросить попавшего в беду Медведя - о мужестве босяков, свергавших королей, и солдат, погибающих за родину. Вот это в юности казалось самым блевотным моментом. А сейчас, напротив, смешным и точным - все правильно, лживый пафосный пиздеж перед гнилым кидаловом. Гениально же.
Tags: вопрос, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →