Как объяснять картины мертвому зайцу (chingizid) wrote,
Как объяснять картины мертвому зайцу
chingizid

сердитый (очень) анонс

вот такая книжка



должна была выйти еще в начале сентября.

Я не знаю, что с ней делали в издательстве еще два месяца. Может, вставляли ошибки и просторечия, как делали когда-то в "Азбуке", портили текст, чтобы сделать его "ближе к народу"?
Надеюсь, все-таки нет.
Однако обложку благополучно испортили, написав, что это "история, рассказанная сэром Максом Фраем из Ехо". Грубая, нелепая ошибка, у сэра Макса из Ехо нет фамилии (а если и есть, ее никто не знает). Зачем эта глупость? Совершенно не понимаю.

На самом деле, тут, конечно, надо бы написать про книжку. Что она такое, о чем и зачем. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? И почему все - так.
Но меня совершенно выбила из колеи глупость на обложке, и теперь я как-то даже не знаю, о чем тут говорить. Что ни скажешь, это будет сказано поверх чужой случайной глупости, которая превращает офигительную затею в бездарный балаган.

Ну ладно, попробую как-то перешибить глупость.

Книжка начинается с обещания сэра Макса рассказать страшную историю - при условии, что слушатели погасят свет и спрячутся под одеяла. Грозит, что призраков в его рассказе будет гораздо больше, чем во всех предыдущих историях вместе взятых - при том, что чуть ли не все гости непременно рассказывали о призраках. Как сговорились.
И, в общем, с самого начала ясно, что история сэра Макса страшной не будет - со всеми этими декоративными свечками вместо ламп, пледами и пирогами настоящие ужасы несовместимы.
А потом он рассказывает. И поначалу все действительно вполне увлекательно и местами забавно, как почти все его истории. И призраки, конечно же, трогательные и симпатичные - ну а чего вы ожидали от такого рассказчика. Мы все знаем его не первый год.
А еще потом история сэра Макса как-то внезапно становится повествованием о вещах, по-настоящему страшных. Настолько страшных, что может быть, о них и рассказывать-то не следовало бы. Но что сделано, то уже сделано.
Хотя это, конечно, такое специфическое "страшно". "Кошмар не для всех". Артхаусненький такой кошмар, для специалистов и продвинутых любителей.
Ну, во всяком случае, это, на мой взгляд, самая страшная история о литературе, какую только можно вообразить. И о литературной критике заодно. И я, заметьте, совершенно не шучу. Лично мне до сих пор не по себе, а вы как хотите.

Вообще, все книги из этой "зеленой" серии в той или иной степени - ответы на вопросы. Причем на вопросы, которые есть почти у всех читателей. И, в то же время, это такие ответы, которые далеко не каждый читатель хочет (готов) услышать. Но приходится.
В том, собственно, и смысл (один из множества смыслов).
Но "Дар Шаванахолы" даже на таком фоне выглядит как один сплошной ответ на почти бесконечное число вопросов. Ответ такой громкий, что не перестает звучать, даже если заткнуть уши.
На этом месте мне вдруг вспомнилась одна из самых страшных книжных историй моей жизни - молдавская сказка, вернее, эпизод из сказки, когда главный герой засыпает рядом с девушкой, которая как раз накануне помогла ему избежать множества опасностей и счастливо добыть гору волшебных артефактов. А среди ночи герой просыпается и видит, что небо покраснело, к месту их ночлега сходятся мертвецы, при этом плоть его подружки делается прозрачной, потом исчезает вовсе, подружка становится скелетом, и, кутаясь в его плащ, идет к мертвецам, и уходит с ними. Но страшно не это, а то, что когда сказочный герой закрыл глаза, чтобы всего этого не видеть, выяснилось, что его веки стали прозрачными, так что не видеть он не может, точка.
Ну вот, книжка "Дар Шаванахолы" в некотором роде похожа на вышеописанную молдавскую сказочную ночь. Хотя в мертвеца никто особо не превращается - и на том спасибо.

Впрочем, для рядового читателя, который глубоко не копает, все вышесказанное - чушь собачья, книжка - одна сплошная бугогашенька, как всегда, можно не беспокоиться.

Я, правда, очень-очень сержусь из-за этой ошибки с обложкой. До смешного сержусь. А ведь почти никто и не заметил бы, скорее всего.

P.S.
И чтобы два раза не вставать.
Я знаю, что про каждую новую книжку из этой серии многие думают: "а вдруг она последняя?" И меня постоянно об этом спрашивают.
Ну так вот. По моим ощущениям - далеко не последняя. А как будет на самом деле, я не знаю. И вообще никто. Как всегда, когда речь идет о будущем, которого (по техническим причинам) нет.
Tags: гуманитарная помощь, дар шаванахолы
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author