Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

поднимите мне веки

Плохой из меня вышел писатель путевых заметок.
То есть, хороший, конечно. Но какой-то молчаливый совсем.
Этому есть научное объяснение.

Я, во-первых, уже почти месяц живу в режиме жаворонка. Ну, то есть, вставать на рассвете, укладываться соответственно рано, чтобы выспаться, в этих краях логично и удобно. Результат предсказуемый: писать (даже обычные путевые заметки) довольно быстро становится неохота. И, кстати, даже фотографировать неохота совершенно. Хотя, казалось бы, чего там хотеть, или не хотеть. Щелк - и порядок. Однако же нет, не щелк. Вот не щелк - и все!
Ну, то есть, можно, конечно, себя заставить. Силу воли никто не отменял. Но внтуренняя потребность в такого рода занятиях пропадает очень быстро. Точнее, не просто потребность, а ощущение связи между осмысленностью бытия и т.н. творческими занятиями. Даже совсем условно творческими. Пропадает, и все тут.
Стопудов, человечество специально живет в таком дурацком режиме, чтобы не плодить художников. Ну вот хотя бы из сов их не плодить. Впрочем, жаворонки, по идее, должны автоматически выпадать из обоймы от необходимости вести богемный образ жизни. Пить водку по ночам, или хотя бы просто читать стихи при луне. Раз почитал, два почитал, потом еще водки ночью выпил - и привет, лежит пластом, навек утратив вдохновенье. Или даже на целый месяц!
Но художники, что интересно, все равно откуда-то берутся. Поразительно, но факт.

Во-вторых, эта моя индийская кампания оказалась почти совершенно лишена нарратива.
Столько всего происходит, и при этом никаких фактических событий, кроме "вдох-выдох", "открыть глаза - закрыть глаза" "упал-отжался".
Ну, то есть, как. Формально, были какие-то события, конечно. Аж несколько штук. Например, поездка к морю в автобусе с кроватями, на верхней полке. И обратно, тоже в автобусе с кроватями. На нижней полке. Натурально приключение же.
(Хотя настоящее приключение - это когда сидишь на окраине города среди восьми примерно пустых автобусов и прикидываешь, который из них твой. И придет ли сюда хоть когда-нибудь хоть какой-нибудь живой человек. Желательно, водитель автобуса. Желательно, твоего. Но, на худой конец, любой живой человек сойдет. Ну, просто приятно знать, что в мире есть еще какие-то люди, кроме тебя. А не только собаки, коровы и пустые автобусы.)

Еще был придорожный вегетарианский ресторан, где живут кролики. Питаются цветами и морковкой. И люди вокруг тоже питаются цветами и морковкой, только у людей порции гораздо меньше. Я теперь думаю, этот ресторан был групповым сном просветленных кроликов о правильном устройстве вселенной. А специально для меня кроликам приснились мороженое и кофе. Они были бесконечно ко мне добры.

Еще была огромная стая летучих мышей, взмывшая вдруг среди бела дня над храмом. Их были сотни. Потом в храме запели монахи. А летучие мыши все кружили и кружили. И я, кажется, до сих пор стою там с открытым ртом. По крайней мере, я не помню своего ухода оттуда. Да и зачем бы.

Одновременно я стою с открытым ртом на окраине маленького городка, название которого теперь уже не помню, и смотрю, как по сухому руслу реки бежит стадо свиней. Бегут прямо на меня, но на полпути резко разворачиваются и бегут в другую сторону. Что это было вообще, а?

И больше, пожалуй, никакого намека на нарратив.

Хотя есть еще история о том, как мы с Олей (господи, откуда вдруг взялась Оля? Не было же никакой Оли, - недоумевает внимательный читатель. А вот, откуда-то вдруг взялась, я тоже до сих пор удивляюсь) - так вот, история о том, как мы с Олей два дня кряду не могли попасть в рай. И решили, что все к лучшему, зачем нам в рай, мы же живые.

Ну, то есть, Парадайз-бич - это просто крайний, самый дальний из пляжей Гокарны. Не то чтобы мы вот прям так туда хотели добраться, но когда собираешься как следует погулять в жаркий ленивый день, следует поставить перед собой конкретную цель. И мы сказали себе, что пойдем в рай. И пошли.
В первый день мы заплутали так, что, кажется, облазали все окрестные горы. Ну, по крайней мере, почти все. Обозревали мир со многих вершин. Совершенно не понимали, как нас сюда занесло, но не очень парились. Занесло, и занесло.
Очнулись, уже спускаясь к пляжу Полумесяц (он предпоследний). То есть, как - очнулись. Вдруг поняли, что сейчас выйдем куда-то не туда. На какой-то такой пляж, на какой мы совершенно точно не хотим выходить. И никто на нашем месте не захотел бы. Тогда мне пришлось сесть прямо на землю и закурить, потому что это самый простой известный мне способ возвращения твердой почвы под ноги. Есть другие способы, но они более сложные, а тут раз - и все. Проверено многократно. С гарантией.
И мы, конечно, вышли потом на самый обычный пляж Хаф-мун, где тусили местные обитатели-пляжники и индийские мужики с лодкой, которые и увезли нас обратно под громкие рыдания окрестных леших, которым так понравилось с нами играть.

А на следующий день до нас дошло, что накануне мы попали натурально в индийский Твин Пикс. Со своей спецификой, конечно. Например, вместо Великана и Карлика у нас был совершенно потусторонний Мужчина с Кошелкой. И еще много всякого. Но атмосфера - та самая. Спутать ни с чем невозможно.
И когда мы шли (на сей раз правильным маршрутом, трижды переспрашивая дорогу у всех встречных) и обсуждали эту тему, над окрестными горами начал клубиться дым. Музыка так и не заиграла, но нам вполне хватило.
А потом, когда мы сидели на дальнем краю Полумесяца, прикидывали дальнейший маршрут, и успеем ли в рай к шестичасовой лодке, вдалеке появились люди с огромными вязанками хвороста. Не помню, кто из нас сказал: "А это вместо женщины с поленом", - но мы очень смеялись. И дальше, конечно, не пошли.
Ну потому что. Интересное кино, да. Но мы лучше ужинать на попутной лодке.
И мы пошли назад.
До сих пор думаю, что это было очень хорошее решение. Чего мы в том раю не видели.

В-третьих... А что в-третьих? В-третьих, совершенно точно ничего. Потому что даже то жалкое подобие нарратива, которое было до сих пор, на этом закончилось. И началось как в "Индоевропейском диктанте" написано - необъятный простор и ничего священного.
Только наоборот, священное - все.
Но в равной степени.
Поэтому не то чтобы вот прям наоборот.

***

А вчера до меня наконец дошло, на что оказалась похожа эта моя поездка.
Это примерно как нас в школе летом возили в колхоз собирать огурцы и помидоры. Только никаких огурцов не надо собирать. И одноклассников нету. И учителей. И вообще никто не трогает, делай что хочешь (в моем случае - не делай вообще ничего).
Но все остальное ужасно похоже.

Вдруг из привычных городских условий попадаешь черт знает во что. Жизнь в бараках, солнце, жара и пыль, туалет и душ из конкретных полезных вещей вдруг становятся почти метафизическими абстракциями, о которых легко и приятно рассуждать, но практически невозможно использовать. И местное население - натурально инопланетяне. Не то чтобы враждебные, но какие-то неразъяснимые. Вроде бы, гораздо проще, чем мы привыкли, но совсем-совсем другие, и от этого берет оторопь. Особенно в те моменты, когда убеждаешься, что в кои-то веки все правильно про них понял. Что, прям вот тааааак? Ага, именно.
Обморок.

И одновременно мир обретает столько дополнительных смыслов. Вернее, эти смыслы вдруг делаются очевидными. То есть, даже не так, их становится больше невозможно игнорировать. Ну вот, просто небо вдруг делается НЕБОМ. Которое больше человека ровно настолько, насколько бесконечность может быть больше единицы. И река, даже совсем мелкая - это у нас теперь дикая, неприрученная вода. И лес, и степь, и ветер - больше не слова из книжек с описаниями природы, которые можно пролистать, а живые стихии. И ты стоишь среди них практически голышом. Ну, предположим, в ситцевых трусах - для порядку. С пустым, ноющим после немытых огурцов и столовской баланды пузом. В драных кедах, с облупленным носом и распухшими от непривычного полевого труда руками. Стоишь посреди мира бессмысленным одноклеточным и одновременно сакральным центром всего. И вот это - дааа!
Вот ровно то же самое, только, повторюсь, без сбора огурцов, одноклассников и учителей. Чтобы, значит, совсем не отвлекаться.

Ну и не отвлекаешься.
Совсем.
Tags: Индия, какбыло, поехали, простые вещи