Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

праискуства

Некоторое время назад друг А. (классик литовской фотографии и вполне себе признанный гений) попросил меня написать послесловие для очередной книги его фотографий.
Послесловие по ходу дела превратилось в надпись-на-обложке, сократившись ради этого раза в четыре. Может и еще сократится, книжка-то пока готовится к изданию.

Однако получилась нехилая программная статья про фото (и искусство в целом), которую можно опубликовать и без всякой книжки - для начала тут.



Пауль Клее, чье творчество с равным основанием относят ко всем главным художественным течениям XX века, живописец, график и теоретик искусства, писал: «В былое время люди рисовали вещи, которые можно было увидеть на земле. Вещи, на которые им было приятно смотреть и на которые они хотели бы смотреть. Сейчас, рисуя, мы воссоздаем несомненную реальность видимых вещей и, делая так, выражаем веру, что в отношении к миру в целом видимое - только вырванный из него кусок, а другие истины, в большинстве своем, скрыты».

Пока о «скрытых истинах», то есть, о невидимой части реального мира говорит живописец, зритель остается, так сказать, в безопасности. Какие бы «скрытые истины» ни открылись ему на полотне, зритель, если пожелает, может игнорировать это откровение, списать увиденное на живость художественного воображения автора, и жить, как прежде. В этом случае фундамент его представлений о мире не будет поколеблен. Земля не уйдет из-под ног. Небо не станет ближе.
А значит, чуда (ради которого и дано нам искусство) не случится. Какая жалость.

Игнорировать художественное высказывание фотографа более затруднительно. Сколько бы теоретических работ о художественной фотографии ни было написано специалистами (и внимательно прочитано нами), непросто избавиться от отношения к фотографии как к документу.
К тому, что можно нарисовать то, чего на самом деле нет, мы давно привыкли. Однако идея сфотографировать то, чего нет, даже сейчас, в эпоху фотошопа, кажется рядовому зрителю вполне абсурдной.
И хорошо что так.
Потому что фотография (та фотография, о которой имеет смысл говорить здесь и сейчас) нужна нам именно в качестве моста между видимой и невидимой составляющими мира. Понятно, что все искусство в целом – такой мост, но традиционное отношение к фотографии как к документу делает ее идеальным инструментом. Фотографу верят как никому другому.
А нам того и надо.

Полное доверие – именно то настроение, в котором следует встречаться лицом к лицу с искусством. Это, я знаю, нелегко. Современному человеку нужно быть очень храбрым, чтобы довериться кому (и чему) бы то ни было. В том числе, художнику.
Но только доверившийся получит то, ради чего было создано искусство – весь мир. Видимый и невидимый. Весь целиком. Все, что лежит под солнцем.

«Все, что лежит под солнцем» - такое определение дал искусству немецкий художник Йозеф Бойс.
Нельзя сказать, будто после его слов мир внезапно изменился. Во всяком случае, с неба не посыпались чудесные этикетки с надписью «Art», не приклеились по собственной воле к чему ни попадя, и случайные прохожие не пали – кто в обморок, кто на колени – ошеломленные официальным открытием выставки Творца.
И все же высказывание Бойса – одно из важнейших культурных событий двадцатого века. Потому что благодаря ему стало возможно говорить об искусстве некоторые простые и важные вещи. Настолько важные, что без них не имела бы смысла не только работа любого художника, но и жизнь человека на этой земле. Настолько простые, что точные формулировки сродни детскому лепету.
Штука в том, что всякий по-настоящему серьезный разговор об искусстве и должен, в идеале, быть детским лепетом. Поскольку искусство само по себе – детский лепет. Или даже крик младенца, впервые в жизни оказавшегося у распахнутого окна, за которым – весь мир.

Стать таким младенцем, увидеть мир как впервые, осознать себя малой, но совершенно необходимой частью этой мистерии – величайшее счастье, какое может выпасть не только художнику, но и зрителю. Всякая встреча с искусством - шанс пережить подобный опыт. А потом проживать его снова и снова всякий раз, как только нам покажется, будто мы знаем хоть что-то – о мире и о себе.
Tags: как объяснять картины мертвому зайцу
Subscribe

  • Новый телеграм-канал

    Я сейчас заканчиваю первый (по замыслу их должно быть три) том истории про Ловцов книг из Лейна. В наказание награду меня внезапно пробило…

  • нбд-2

    Первые дни войны у нас были ослепительно, почти издевательски прекрасны. Солнышко, подснежники, маргаритки в свежей траве, вот это всё. По вечерам с…

  • Мультик

    Прислали (Таня, ещё раз спасибо!) ссылку, студент снял хороший мультик по рассказу "Ну, например" из Сказок Старого Вильнюса. В телеге у меня была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Новый телеграм-канал

    Я сейчас заканчиваю первый (по замыслу их должно быть три) том истории про Ловцов книг из Лейна. В наказание награду меня внезапно пробило…

  • нбд-2

    Первые дни войны у нас были ослепительно, почти издевательски прекрасны. Солнышко, подснежники, маргаритки в свежей траве, вот это всё. По вечерам с…

  • Мультик

    Прислали (Таня, ещё раз спасибо!) ссылку, студент снял хороший мультик по рассказу "Ну, например" из Сказок Старого Вильнюса. В телеге у меня была…