Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

Поц, купи билет

Это, если кто не знает, цитата из бородатого анекдота о старом еврее, который всю жизнь молился о выигрыше в лотерею; наконец, небеса разверзлись, и раздался глас: "Поц, купи билет".

Это была присказка, а сказка такая.
Вчера говорили с Ниной на тему, которую я уже не первый год думаю. И это тот случай, когда у меня нет ответа на вопрос. Даже внутреннего, для личного пользования.

Речь о невозможности сочетать свободу информации (которая, теоретически, благо) с оплатой труда ее производителей, т.е., тех художников (в самом широком смысле), которые имеют глупость все еще оставаться живыми. Зачем-то.
Пока люди просто бесплатно читали с экранов мониторов, проблемы (вопреки регулярному шуму по этому поводу) не было вообще. Потому что читать с экрана монитора - то еще удовольствие. Если нет другого выхода (ты бедный студент, живешь за границей без русских магазинов, не можешь взять в отпуск чемодан книг), будешь читать с экрана. Но при первой возможности получить в руки книгу, будешь читать книгу. Нормальный расклад, все честно. Для хороших книг скорее дополнительная реклама, чем беда.
С тех пор как стали появляться всякие удобные для большинства читалки, ситуация изменилась. Теперь многие выбирают электронную книгу не от безвыходности, а потому что она по ряду причин удобней. (Мне - нет, но я понимаю тех, кому - да.)
Цивилизованный мир, вроде бы, пришел к этой ситуации более-менее подготовленным, буржуинские издательства успешно торгуют электронными книгами, защищенными от копирования, и в ус особо не дуют (поправьте меня, если я ошибаюсь, мне, конечно, слабо дотошно изучить вопрос).

Теперь посмотрим, в каком состоянии пришел к описанной ситуации кириллический сектор.

- Читатели уже привыкли брать электронные книги бесплатно, как нечто причитающееся им по умолчанию. В том числе, читатели, чье финансовое положение позволяет платить за книги без ущерба для основных нужд. Купить бумажную книгу, быстро-быстро ее отсканировать и выложить в сеть считается доблестью. Возмущаться по этому поводу, будучи автором, неприлично, такое взмущение автоматически помещает тебя в ряды жадных скотов, разбираться с нюансами никто не станет. (По этому пункту поправлять меня не следует, я, к сожалению, знаю, что не ошибаюсь.)

- Ни одно из российских издательств, насколько мне известно, толком не научилось торговать электронными книгами. Этим занимаются посредники, контролировать которых издательства тоже не то чтобы обучены. Некоторые электронные библиотеки торгуют чужими книгами исключительно в свою пользу, мне рассказывали такое про либрусек; приношу извинения, если это клевета и неправда. А если правда, замечу, что я, при всем моем великодушии, предпочитаю самостоятельно выбирать, кого кормить, а кого - нет.
Причем издательства вполне сознательно во все это не особо вкладываются, поскольку считают, что знают своего читателя, и уверены, что он не станет платить за то, что можно взять бесплатно (а заплатив, тут же займется распространением).
Тут меня, опять же, можно попправить, если я ошибаюсь. И я с радостью побегу дружить с издательством, которое грамотно торгует электрокнижками, кто ж от такого счастья откажется.

- Российская книготорговля (я имею в виду торговлю бумажными книгами) - это абсолютное зло. Неадекватное, немыслимое завышение цен. Яростное нежелание работать с малоизвестными авторами (среди которых, понятно, часто оказываются лучшие из лучших). Мне говорили, что теорговля может годами не отдавать издательствам деньги за уже проданные книги, и это считается нормой.
Если это преувеличение, основанное на ложной информации, приношу извинения российской книготорговле. Однако именно российская книготорговля заставила меня прикрыть ФРАМ (были и другие причины, но примерно восемь из десяти ножей, нанесших удары, несовместимые с жизнью, принадлежат именно торговле; мой любимый пример - цена 600 рублей на книгу Леи Любомирской "Лучшее лето в ее жизни", причем не в богатой Москве, а в каком-то провинциальном книжном магазине - при этом меня, конечно, упрекали, что "белая" серия плохо продается).
Если бы в кириллическом секторе массово были другие торговцы (просто более умные и не такие жадные), у нас были бы и другие издательства. С совсем иной политикой. И совсем иные возможности для достойных авторов, о которых на сегодняшний день знают чуть ли не исключительно по социальным сетям. Потому что издателей строят торговцы. И мало кто рискует не слушаться. И крайне редко после этого выживает.
И тут поправьте меня, если я ошибаюсь. Только учтите, что единичиные исключения из правила, т.е., отдельные маленькие супер-книжные-лавки типа Додо, способны изменить к лучшему частную жизнь нескольких сотен читателей, но не ситуацию в целом.

И вот я реально не знаю - не то что как быть, но и как ко всему этому относиться.
Потому что, с одной стороны, свобода информации - это нормально. С другой стороны, свобода информации требует от всякого пользователя огромной личной ответственности и способности всякий раз трезво оценивать ситуацию, свое положение и вытекающие из этого права и обязанности. В противном случае, всякое хорошее, которого и так довольно мало, начнет постепенно схлопываться и исчезать. То есть, все начнет исчезать, но хорошее - в первую очередь. Потому что оно (хорошее) относительно мало кому нужно. И беззащитно по умолчанию. (Чего совершенно точно станет больше, так это заказного позорного идеологического фуфла, под которое станут давать бюджеты. Мы все, увы, примерно понимаем, о чем речь, и хватит об этом.)

Ну вот, к примеру, какое-то время назад "Амфора" прекратила издавать мои аудио-книги в исполнении Дениса Верового. То есть, они вообще прикрыли издание аудио-книг - их так активно воруют, что пытаться продать стало совсем бессмысленно. Я аудио-книги в принципе не воспринимаю, но знаю, что Денис их хорошо начитывал, и его многие любили. Так любили, что купив диск, тут же выкладывали его в сеть для всеобщего счастья. Ну вот, поздравляю, больше аудиокниг в исполнении Верового не будет. Будет, не сомневаюсь, много самодеятельных любительских версий, начитанных на коленке в свободное от работы время. И даже не обязательно все они будут плохи. Некоторые, возможно, будут очень хороши, потому что, в конце концов, делаются по любви. Но "хороши", "плохи" - это субъективная оценка, не повод для дискуссии. Факт, что аудио-книг в исполнении Верового, как бы мы все к ним ни относились, не будет, точка.
И это только начало. Первый звонок.
Со временем некоторые авторы найдут себе другой заработок и станут писать меньше. Или вовсе перестанут - бывают такие работы, которые лишают человека способности делать что-то еще. Некоторые ничего не найдут, потому что бывают люди, способные писать книжки, а больше ничего. Кто-то из них будет побираться по знакомым, кто-то удачно женится/выйдет замуж, кто-то сдаст/продаст квартиру, а кто-то и вовсе помрет - не обязательно от голода, достаточно более-менее заболеть, не имея денег на лечение.
Я не давлю слезу, а просто рассказываю, что бывают разные варианты. Оптимистические и не очень. Как всегда и во всем.

Да, так вот. Что касается лично меня. В моем сознании существует такой идеальный утопический мир, где живут нормальные люди. То есть, примерно с такими же, как у меня представлениями о норме. И примерно с такой, как у меня этикой. В этом идеальном мире, безусловно, полная свобода информации. И никого не станут сажать в тюрьму за публикацию (и, тем более, чтение) чужой книжки. Я вообще думаю, что люди не должны сидеть в тюрьмах, разве только убийцы и прочие насильники - в одиночках, чтобы побыть наедине с собой и осознать, как обстоят дела, ну или просто с ума сойти, с такого ума сойти - тоже хорошее дело.
Да, так вот. Одновременно в моем утопическом мире ни одному вменяемому человеку в голову не может прийти, что бесплатно пользоватся результатами чужого труда (если только ты сам не бедняк) - нормально. И они, конечно же, добровольно и без принуждения оплачивают труд авторов. Сами, без посредников. Ко всеобщему удовольствию.

Я при этом очень хорошо осознаю, что живу вовсе не в этом утопическом мире. И за все эти годы мне человек десять, не больше, написали письма с вопросом: "как заплатить вам за то, что я читаю ваши книжки?" Это происходило так редко, что после того, как у меня наконец-то завелся paypal, мне в голову не пришло объявить: а теперь все, кто хотят мне заплатить за бесплатное чтение, могут это сделать. То есть, в голову, конечно, пришло, и не раз. Но мне, честно говоря, было стрёмно. Потому что одно дело - теоретически предполагать, что массовой благодарности не будет (и надеяться, что ошибаюсь). И совсем другое дело - убедиться на практике, что нормальных (по моим меркам) людей действительно всего дюжина. И жить с этим дальше, как ни в чем не бывало, не обозлившись, ни капли сострадания не расплескав, не обдумывая, как я всем страшно отомщу. У меня не было уверенности, что я смогу.
Я и сейчас не знаю. Скорее всего, смогу, но, может, и нет. Посмотрим.

Просто так все сложилось, что вчера мы с Ниной чуть ли не полдня об этом разговаривали. А сегодня тема продолжала крутиться у меня в голове, ясен пень. И вдруг вот прям с утра пришло письмо от человека из Киева, который просто попросил мои пэйпаловские реквизиты и перевел на них 50 баксов - за все прочитанные книжки, скопом. Ничего не требуя взамен (нередко в подобных случаях требуют - дружбу по переписке и все в таком роде). И если это не знак и не ответ, то что тогда знак и ответ.
Поэтому я все это пишу. Мне, на самом деле, не хочется, а я пишу - из чувства долга. Если уж небеса разверзлись, и раздался глас: "Купи билет, поц".
Ладно, покупаю.

Но вместо публикации реквизитов, пока просто спрашиваю: что вы обо всем этом думаете? Вот честно, что?
Все комментарии будут скрываться, потом открываться. Если ваш комментарий открывать не надо, дайте мне знать.

Потом, по итогам, продолжим разговор. Ну или сольем тему - по итогам, опять же.
Tags: вопрос
Subscribe

  • Егорий и змий

    Понадобилось вспомнить, как мы жили в прошлом апреле; по инстаграму это понятней всего. А там, а там! Такой прекрасный мини-комикс про Егория и змия…

  • Фолькнери

    Новые (новые охуевшие) Фолькнери. Песня про Ленина.

  • Счастье

    Я уже много лет почти не читаю худла, потому что мне, в идеале, надо, чтобы книга была сильнее меня, чтобы как стихия хватала и утаскивала в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 513 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Хорошие книги предпочитаю в бумажном варианте. Иногда скачиваю, а потом покупаю. Например "Дом, в котором ..." просто снял с полки и купил. Сразу. Понял, что МОЯ книга.
И вообще мне надо хорошую книгу в руках подержать. Почувствовать её вес. Запах ... Провести кончиками пальцев по бумаге...
мне тоже.
но к таким читателям, как мы с вами, у меня вопросов нет. для них (нас) хотелось бы, конечно, построить торговлю, потому что очень уж дорого.

mad_skywalker

8 years ago

слушай. я думаю, ты в курсе, но если вдруг нет, так что ты меня прости заранее. но ты знаешь, что тебя продают через литрес?
http://www.litres.ru/maks-fray/

то есть это самый линейный путь легально купить твою книгу. там не все, но много, включая "Телегу". Насколько я понимаю, отдает файло для публикации все та же "Амфора". Вопрос, почему туда не отдать "белую серию", я глотаю.

И я, скажем, потихоньку начинаю юзать литрес. То есть, например, я оттуда Лору возьму.

Пайпал дать можно, и будет некоторый приток, сперва активный, а потом сойдет на нет. Но мне - лично мне - в этом что-то видится от издательства "Гарамон". А как это разруливать правильно - я тоже не знаю.
да, я знаю.
с ними "Амфора" работает. и это совсем гроши.

и я тоже не знаю, как правильно.
вот с http://kroogi.com/ собираемся работать, т.е., они сейчас "Сказки Строго Вильнюса" к публикации готовят.
посмотрим, чо.

redtigra

8 years ago

chingizid

8 years ago

Может, просто выложить реквизиты и потом удивляться? по хорошему так, удивляться.
Вы же все правильно пишете, про торговлю. Иногда просто не хочется кормить непонятно кого, не будучи уверенным, что Автор, получил свой законный и честный процент со стоимости книги.
может быть, да, выложить реквизиты. у меня есть разные за и против.
посмотрим по результатам.

(и автор получает свой процент от отпускной цены издательства. а не от магазинных наценок, которые нередко втрое-вчетверо, если не впятеро).

gnevnaya

8 years ago

Ну я так делал или как-то так.
Бумажные книжки я не люблю, потому что у меня их дома уже очень много и я больше не могу.
Поэтому я например покупал их, бумажные, а потом отдавал в фонд bf_sozidanie, они посылают в региональные библиотеки.

Или вот как сейчас Openspace/Colta делает, с краудфандингом. Я вот ЦА кольты/опенспейса и хотел бы, чтобы они продолжали существовать какое-то длительное время в будущем. И мне радостно, что я тут что-то могу сделать. Так что платить в таких случаях хорошо и приятно, мне кажется.
с фондом - это очень отличный ход. ты огромный молодец, пирсон.

pirson

8 years ago

chingizid

8 years ago

asia_datnova

8 years ago

Я думаю, что это некст левел.
Прямые переводы авторам.

Проект "Круги" для музыкантов считаю первой (и лучшей) ласточкой в этом плане.
я знаю, спасибо.
мы с ними сейчас "сказки Старого Вильнюса" готовим для публикации. С дальней мыслью, если пойдет дело, выложить там вообще все.

Deleted comment

вот поэтому и я целиком за бесплатные электронные библиотеки.
как бы невыгодно это не становилось авторам, закрывать их нельзя.

jufin

8 years ago

chingizid

8 years ago

jufin

8 years ago

granny1999

8 years ago

jufin

8 years ago

smailik

July 10 2012, 15:03:41 UTC 8 years ago Edited:  July 10 2012, 15:15:27 UTC

я по старинке - книжки покупаю, с монитора не читаю.
ваши, кстати, покупаю в двух экземплярах и второй отправляю по почте подруге в Вильнюс, что само по себе достаточно забавно :)

но у меня похожая история, я ж художник. а у нас и издательств и книжных магазинов тоже нет, если что, у нас есть арбат-ужас-ужас, дорогие галереи-не-попасть, журнальная иллюстрация со своими нюансами, книжная тоже с нюансами и гонорарами "на батон", и в общем-то рынок почти отсутствует. то есть быть нормальным художником, продавать принты работ, разрисовывать тарелки и блокноты и т.п., как некоторые мои друзья делают в Европе, тут нереально - нужно кем-нибудь работать. а рисовать, типа, по ночам. на заказ в нашем уровне визуальной культуры со всеми вытекающими из этого уровня раскладами нарисовать что-то приличное удаётся настолько редко, что я года три назад вовсе забросила тему.
а ведь хотелось бы в общем-то просто рисовать всё это, которое довольно сильно обижается, если его не выпускать из головы на бумагу, и как-то чтобы оно доходило до всех тех, кому может понравиться — ну, бог знает, сколько их, в моём случае было довольно много, но не так чтоб галерею открывать :)
и пусть там в онлайне забесплатно на картинку посмотрит сотня человек, а пара даже распечатает её на стену - хорошо, когда картинки доходят до людей, которым хочется на них смотреть. но на что при этом жить? эээээ :)))
вот не знаю я цивилизованного способа связывать творчество с деньгами. так, чтобы творчество продолжало происходить по любви, как ему и положено. и с голоду при этом не умереть.
не знаю, и не связываю. зарабатываю преподаванием — причём тоже, свой курс, методика, сама набираю людей, снимаю помещение и тд. то есть в общем-то всё хорошо, но чувство, что картиночкам недо-достаётся меня, и в смысле их рисования, и в смысле делать чего-нибудь, чтобы они до возможных желающих доходили, всё же присутствует.
Привет, Смайл :) Можно поставить эксперимент с продажей принтов на DeviantArt: http://help.deviantart.com/338/ Попытка не пытка, ткни меня в скайпе ежели что.

Я вообще-то и это мог в скайпе написать, но вдруг кому еще пригодится.

chingizid

8 years ago

smailik

8 years ago

я бы с удовольствием покупала у Вас или какого-нибудь уполномоченного торговца Ваши новые книги и статьи в электронном виде (правда, лучше бы не по нечеловеческим ценам издательств). все равно я всегда покупаю бумажные версии.
что электронные книги должны быть в разы дешевле бумажных - это понятно.
штука в том, что если лично я займусь продажей и рассылкой, я же ничего больше делать не успею :)
а специально нанятый человек автоматически повышает себестоимость и уменьшает число желающих купить. такая засада :)

izol_da

8 years ago

chingizid

8 years ago

izol_da

8 years ago

tantry_juga

8 years ago

foksu

8 years ago

chingizid

8 years ago

hedgy

8 years ago

mirrorys

8 years ago

hedgy

8 years ago

Некоторые мысли по теме:
1) Ныне у автора появилась возможность продавать (в той или иной форме) свои книги напрямую читателю, минуя посредников. Это хорошая, годная возможность. Чего не хватает в русскоязычном сегменте для развития этой модели: сервиса, который за долю малую выступит единой точкой входа для таких продаж. На Западе этим активно занялся Amazon, к примеру, который предоставляет "самодеятельным" (то есть не работающим с издательствами) авторам приличные возможности для публикации/продажи своих книг.
2) Никакие карательные меры не в силах остановить пиратство. Однако, поскольку дух превозмогает материю, нужно воспитывать у читателей правильное отношение к приобретению электронных книг. Чего тут катастрофически не хватает: хорошего рынка предложений (большой выбор книг, качество, простота поиска и выбора, разнообразные способы оплаты), что связано с нежеланием издательств (как Вы и заметили выше) использовать новые бизнес-модели. Если бумажная книга все равно будет оцифрована (украдена), не лучше ли издательству самому выпустить качественную, отредактированную и хорошо сверстанную электронную версию, установив при этом разумную цену. Даже если при этом будет продано только 10 экзмепляров, это все равно будет чистая прибыль. Какой то процент пиратов все равно останется (на Западе их тоже хватает), но со временем будет сформирован приличный рынок спроса. На эту тему я, как бизнес-аналитик и переводчик, могу писать долго, но лучше не буду. :-) Впрочем, бизнес-процессы самих издательств - отдельный ужас. " - Мы случайно купили права на эту книгу, перевели ее, но издавать не будем. - Как, но это же отличный автор, хороший текст, и ниша удачная. - Все равно не будем. Мы издадим другого. Книга, правда, плохая, но другие его книги продаются, значит, и эту купят".
3) Если говорить о различных бизнес-моделях, интересно было бы рассмотреть, к примеру, симбиотические отношения издательств с маленькими книжными магазинами, которые сейчас почти исчезли. Однако падение продаж бумажных книг - общемировая тенденция, и в этой объективной реальности мало что можно изменить.
>>Если бумажная книга все равно будет оцифрована (украдена), не лучше ли издательству самому выпустить качественную, отредактированную и хорошо сверстанную электронную версию, установив при этом разумную цену.

Да, да! Я об этом настолько часто думаю, что с полгода назад мне даже приснилось, что я эту мысль пытаюсь втолковать Гертруде Стайн :)

Ведь у издательства уже есть вычитанный, чистый файл, и перевести его в формат электронной книги -- практически минутное дело. А пираты-энтузиасты мучительно сканируют, вычитывают, форматируют, и всё равно зачастую получается кошмар. Я уверена, что есть сотни и тысячи людей, которые предпочтут купить за разумные деньги качественный товар -- и при этом радоваться, что не пришлось красть, да еще непонятно что.


chingizid

8 years ago

hedgy

8 years ago

chingizid

8 years ago

chingizid

8 years ago

strela_mira

7 years ago

Я поучаствую, из принципа.
Вот уж "купи билет!" так купи... Буквально вчера-позавчера обнаружила ЖЖ журналиста, который очень аргументированно описал, где находится российская журналистика. А я бы подписалась всеми конечностями, потому как коллега. И в этом его ЖЖ после верхнего поста стоят реквизиты - хотите сказать "спасибо", вот вам, пожалуйста. И кнопочка называется "моя зарплата", к которой привязана собственно возможность перевести деньги на его счёт. И я второй день размышляю (вперемешку с Крымском, честно говоря) о том, что - вот оно! Интеллектуальный труд должен быть оплачен. "Раньше или позже, так или иначе". Если заведёте у себя такую кнопочку - 50 баксов не обещаю, потому как отношу себя скорее к "бедным", чем к "богатым" (всё субъективно, ага), но Ваши книги спасают меня со времён универа - то от скуки, то от тоски. А это дорогого стОит. Во всех смыслах. Для начала - просто спасибо Вам...
ну и всё это не отменяет моего тотального фатализма — если со мной что-то происходит, это зачем-то нужно. надо чему-нибудь научиться из этого, и всё к лучшему. и у всех так же. но как-то помогать друг другу по ходу дела, а не пугаться что-то сделать для кого-нибудь, который вдруг не дай бог от твоей доброты не выучит свои уроки (хаха! если б это было так легко)) — хорошо. и я по мере сил и обстоятельств стараюсь. как будто это чуть приближает рай к земле :)
стопудов приближает. я серьезно.
Я тоже долго об этом думал. Кстати, и в доэлектронный век можно было бесплатно читать библиотечные книги. Кто хочет писать - будет писать, но жить на это будет нельзя.
Хорошим авторам большие премии надо давать – единственное решение, приходящие мне в голову.
библиотеки эти книги покупали (и продолжают покупать). так что с библиотеками все в порядке. в этом случае у читателя есть выбор - взять книгу на время бесплатно (собственно, существуют и платные библиотеки, это нормально), или купить ее себе навсегда.
бесплатную электронную копию читатель берет себе навсегда. ну, то есть, честные буржуи уже придумали и широко используют систему временной выдачи электронных книг, которые по истечении срока превращаются в тыкву. но в кириллическом секторе такого, насколько я знаю, нет.

идея с премиями - это, конечно, прекрасно. особенно если вы попробуете ответить (не мне, себе) на вопросы:
- откуда будет браться бабло?
- кто будет это бабло распределять?
- чо делать, когда премия закончилась, а жизнь почему-то еще нет?
и так далее.

jan_vrij

8 years ago

chingizid

8 years ago

Я люблю именно бумажные книги. И потому стараюсь их покупать. Иногда бывает так, что бумажную днем с огнем не сыщешь или нужна вот-прям-щас или лучше вчера. И я бы в таком случае с удовольствием электронную купила, но зачастую нет такой возможности (ну не предусмотрело издательство ее). Тогда ее скачиваю и чувствую себя вором. И действительно, возможность заплатить напрямую автору в таком случае была бы кстати.
Но очень расстраивает ценовая политика, и в данный момент покупку многих бумажных книг приходится откладывать, потому что, как Вы правильно пишете, 600 рублей за книгу в регионах это слишком. Да еще когда эта книга напечатана на газетной бумаге...
Но боюсь, таких как я, которым непременно нужна бумажная книга, пахнущая типографией и прочее - слишком мало.
на самом деле, не так мало, как кажется. все кинестетики с большими квартирами - наши :)

Deleted comment

да за что же :)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Егорий и змий

    Понадобилось вспомнить, как мы жили в прошлом апреле; по инстаграму это понятней всего. А там, а там! Такой прекрасный мини-комикс про Егория и змия…

  • Фолькнери

    Новые (новые охуевшие) Фолькнери. Песня про Ленина.

  • Счастье

    Я уже много лет почти не читаю худла, потому что мне, в идеале, надо, чтобы книга была сильнее меня, чтобы как стихия хватала и утаскивала в…