Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

истории, которые

Какое-то количество лет назад создатели всяких интернет-ресурсов обнаружили, что посещаемость увеличивается в разы, если дать читателям возможность публично высказать свое мнение - о конкретном материале, о редакционной политике, о диагностике психических и венерических заболеваний уважаемой редакции, положении дел в стране, влиянии евреев на динамику истощения водных ресурсов и технологическом процессе изготовления кольев с целью последующего насаживания на них оппонентов. Ну, в общем, все мы примерно представляем, о чем речь. Это называется "интерактивность". Мать вашу за ногу.

Сперва были гостевые книги и форумы, нынче форму для комментария прикручивают под каждым материалом. Площадки для высказывания бесценных мнений уважаемой публики множатся; следующим шагом, подозреваю, будет прикручивание соответствующей формы под каждым абзацем, а также создание тематических "лайков" типа "на кол", "замуж, дура", "жыды", "запретить", "давайте, наконец, подумаем о детях", "кто употребляет слово "быдло", сам такой", - и так далее; набор, на самом деле, не очень большой. Чтобы высказать бесценное мнение во всей его ослепительной полноте можно было, просто жмякнув кнопку. Не перетруждаясь, стало быть.
(Кстати, не понимаю, почему так еще никто не сделал. Или сделали, а я не знаю?)

В общем, пока желающая обнародовать свое мнение аудитория по старинке долбает клавиатуру. Ничо, худо-бедно справляется. Результат впечатляет. Ни для кого не секрет, что если этими комментариями вымостить дорогу в ад, грешники будут воспринимать прибытие в кипящий котел как долгожданное облегчение. (Исключения, конечно, бывают. Не вопрос. Но сумма впечатлений именно такова.)

Но все это я пишу вовсе не для того, чтобы ругаться на дураков. Чо на них ругаться, их, если по уму, пороть надо. Не то чтобы я верю в пользу телесных наказаний, а просто чтобы на какое-то время отвлечь их от интерактивности. Например.

Штука же вот в чем. Если в рамках все той же интерактивности попросить людей не высказать мнение, а просто рассказать историю. О себе, о друзьях, о родителях, о детях. О книжках, о путешествиях, о городах, о необъяснимых событиях. Да о чем угодно. О том, что едят их кошки, в конце концов. Так вот, на этот призыв к вам тут же слетятся десятки удивительных существ с невидимыми крылами. Это, возможно, будут еще не ангелы, но демонстрация серьезного шага в этом направлении. Ваши собеседники будут трогательны, забавны, умны, бесстрашны, добры и сострадательны. Список достоинств можно продолжить, вставляя союзы "и"/"или" - по вкусу и обстоятельствам.

Я не хочу сказать, что в обоих описанных случаях это будут вот прям одни и те же люди. Но... Да ну, на самом деле, одни и те же. Или почти.
И понятно, почему.

Просто призывая высказать мнение, оценить, рассудить, мы обращаемся к худшему в человеке. К его внутреннему борцу за место в пищевой цепочке, неожиданно получившему в руки дополнительное орудие пролетариата, которое пострашнее булыжника - возможность судить других. И оно (худшее), понятно, вылезает. А кто бы на его месте не вылез - если уж зовут.
А когда просим рассказать историю, мы обращаемся к самому человеку. Просто вот к нему - всему, целиком. К тому, кто живет здесь, сейчас, помнит прошлое, бестолково беспокоится о будущем, который слаб, уязвим, местами глуп, местами ослепительно мудр, то труслив, то бесстрашен, ленив и вдохновенен, и (непонятным для самого себя образом) бессмертен. И прекрасен - как всякое необъяснимое чудо.

Вот, кстати, может быть, в этом штука.
"Жизнь как чудо" - это же не просто фильм Кустурицы (т.е., не только фильм). Это, вообще-то, метод восприятия и проживания жизни. Довольно сложный в применении метод. Но, в отличие от большинства прочих известных мне, абсолютно рабочий. И эффективный.
Причем не имеет значения, насколько человек религиозен. Будет он рассматривать жизнь (свою и чужую) на земле как дело рук Господних, или как причудливую игру случая - все равно ведь чудо. Во втором варианте так вообще волосы дыбом - ну как, как такое могло получиться?!
А вот. Могло, оказывается.

И все эти наши истории. Все эти наши лытдыбры и воспоминания, вне зависимости от их т.н. "важности" - да взять хотя бы рассказаную мне в комментариях историю о черепахе, обожавшей манную кашу. Все это - отчеты с места проведения невероятного, уму непостижимого эксперимента "Жизнь на земле". Поэтому так завораживает. И поэтому рассказывать друг другу истории - отличное занятие, великое благо, практически лучшее, что может сделать человек при помощи языка (гусары, молчать).

Пишу вот и сознательно же приплетаю гусар, чтобы сбить пафос. Потому что пафос - это слишком мелко и ничтожно для правды, которую я откуда-то знаю и очень стараюсь рассказать в качестве очередной хорошей новости. Каковая новость состоит в том, что все мы есть друг у друга. И можем хоть каждый день заниматься одним из наиважнейших человеческих дел - рассказывать друг другу истории. Чтобы всякая жизнь могла многократно отразиться в чужих жизнях. Чтобы всякий опыт стал частью чужого опыта. Так переплетаются нити гобелена, образуя узор. Который можно разглядеть только с высоты птичьего и ангельского полета.
Но так даже и лучше.
Tags: good news of the world, простые вещи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →