Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

из контекста

Поскольку меня постоянно спрашивают про надежду, которая якобы глупое чувство. Или якобы не глупое, но.
Правда ли это? Или нет? И ваще.
И вот сейчас в очередной раз спросили для интервью. Поскольку мне удалось сформулировать внятно как никогда, копирую ответ на этот конкретный вопрос сюда.
Шобыбыло.



Я даже не знаю, стоит ли говорить такую банальную штуку: при выдергивании цитаты из контекста, смысл высказывания неизбежно
изменяется. Ну, видимо, стоит. Похоже, это мало кому приходит в голову.

Фразу "надежда - глупое чувство" говорит один литературный персонаж другому литературному персонажу в ходе некоторых конкретных событий, на определенном этапе жизни обоих. Встреться они раньше, или позже, при иных обстоятельствах, они говорили бы о чем-то другом, и вместо фразы "надежда - глупое чувство" была бы сказана какая-то иная. К примеру: "совы - не то, чем они кажутся" (ничего конкретного я сейчас не имею в виду, мне просто очень приятно цитировать культовый сериал Дэвида Линча).

Далее.
Надо учитывать еще такую простую штуку: если автор согласен абсолютно со всем, что говорят все его персонажи в любых обстоятельствах, он, в лучшем случае, наивный пропагандист. В худшем - натуральный безумец. Литература - это все-таки несколько более сложный и интересный процесс, чем бесконечное изложение своих взглядов на жизнь. Даже так называемая развлекательная литература.

Теперь что касается конкретной фразы про надежду. Этим словом люди зачастую называют совершенно разные вещи. Самым необходимым (и, пожалуй, неосуществимым) лингвистическим проектом в текущую эпоху гиперактивных коммуникаций стал бы "русско-русский словарь". Или "англо-английский", "немецко-немецкий", неважно. У всех носителей всех языков одни и те же проблемы с невозможностью правильно понять друг друга. Вы точно знаете, что имеет в виду ваш друг когда говорит о надежде? Что он при этом чувствует? А, кстати, что он имел в виду, когда говорил о надежде пятнадцать лет назад? Это одно и то же чувство? Вы уверены? А что называет надеждой вон тот отставной военный? А та пятнадцатилетняя школьница? А пациент онкологической больницы? А его лечащий врач? А молодой журналист? А священник?
То-то и оно.

Так вот. Безусловно, существует разновидность "надежды", которая парализует человека, заставляет его воздерживаться от действий,
замереть, ждать невесть чего. И такая надежда, безусловно, глупое чувство.
Но есть и другие надежды. Надежда, которая не дает впасть в отчание. Надежда, которая побуждает действовать. Надежда, которая не дает озлобиться, или поддаться страху. И так далее.
Точнее даже так: все люди разные. И одних надежда парализует, а другим развязывает руки. А с третьими, четвертыми, пятыми и шестыми она делает что-нибудь еще. Поэтому выдирать какую бы то ни было фразу из художественного контекста означает превратить ее в безостветственную ложь. Истина контекстуальна, как бы нам с вами ни хотелось устойчивости хотя бы на уровне формулировок.
Tags: как объяснять картины мертвому зайцу, подписчикам, простые вещи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →