Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

надень одежду

Если бы меня родили вотпрямщас, заново, богатым наследником любого пола, желательно сразу лет двадцати с лишним, чтобы без утомительных подростковых глупостей обошлось, и сказали - выбирай себе любое занятие по душе, - можно было бы всерьез заняться лингвистикой моды (в первую очередь уличной). Такой науки, конечно, нет, зато такая практика есть, и мы занимаемся ею ежедневно, вольно или невольно оценивая по одежке все, что шевелится, от близких людей до случайных прохожих. Вопрос "что хотел сказать автор?" - уместен тут куда как больше, чем в литературоведении. Потому что в большинстве случаев автор не знает этого сам: словарей нет, и даже у специалистов только тонкие тетрадки с результатами полевых исследований, которые, опять же, влияют на восприятие самих специалистов и практически не прививаются обычным пользователям.
А язык, меж тем есть. Вернее, языки, их много, в каждом культурном слое свой. И мы на этих языках говорим, хотим того или нет. И становимся адресатами чужих высказываний. И в каких-то случаях возникает дикая, порой драматическая путаница. А в каких-то случаях все ясно всем (или почти), сразу и однозначно.

(На этом месте мимо моего кафе прошли два одиноких кришнаита с песнями - как вопиющий пример максимально, даже избыточно внятного высказывания. Они могли бы и не петь, их одежда - ровно такое же "Харе Кришна", как пение. Для всех, кто в курсе, конечно. Любое высказывание контекстуально, но язык одежды - весь один сплошной контекст. Скажем, мои зарубежные знакомые с удовольствием покупали хорошую дешевую одежду в нашем супермаркете "Максима" и у себя дома, где ни наших дешевых супермаркетов, ни такой одежды нет, выглядели зажратыми холеными буржуа, а ходи они в этих тряпках по Вильнюсу, это вызывало бы у небогатой категории местного населения сочувственное понимание, и таксисты не ждали бы от них чаевых. Но все это просто к слову пришлось. Просто один из нюансов.)

Понятно, что мое восприятие языка уличной моды радикально отличается от более-менее общего. Потому что у нас с почтеннейшей публикой разные цели. Обычно, выходя на улицу, человек (бессознательно) делает заказ: "Сделайте мне безопасно" ("безопасно" = привычно, приятно глазу, удачный фон, на котором я не хуже других" и т.п.). Мой заказ: "сделайте мне интересно" (как минимум; по большому-то счету, я хочу, чтобы мне показали прекрасный обновленный мир-утопию, населенный полубогами, потому что для меня это и есть "безопасно"; круг, таким образом, счастливо замкнулся, хехе).

Вчера мне довелось пройти мимо оперного театра в момент окончания спектакля, когда публика пошла на выход.
И мне пришлось лишний раз убедиться, что если с кэжуал местное население более-менее освоилось, то одеваться парадно не умеет почти никто. Это, кстати, не только Вильнюса касается, одеться парадно и не выглядеть при этом жалко мало кто умеет - вообще в мире.
Это понятно, почему.
Одно из самых ужасных призаний, которое можно сделать на языке одежды: "Мы старались". Потому что позиция "мы старались" удешевляет не только самую дорогую одежду, но и своего носителя. Человек, который старался выглядеть прилично и красиво, старался понравиться, старался произвести впечатление, ничего не стоит, потому что труслив и несамодостаточен. Это - позиция слабого, потенциальной жертвы, и старый хищник в моем лице высокомерно думает, что вряд ли стал бы это есть. Причем во многих случаях я ошибаюсь. Человек вовсе не труслив и вполне самодостаточен, просто нечаянно привнес в свой гардероб элемент старания - и все, привет, впечатление испорчено. (Ясно, что в парадном костюме подобную ошибку допускают более массово, просто потому что не имеют достаточного опыта, да и выбор часто невелик. И знания о том, как высказывание считывается старыми хищниками и прочими задаваками, нет тоже. Я, собственно, затем и пишу, чтобы предостеречь от этой ошибки хороших людей - в парадных случаях лучше недоборщить, одеться с намеренным пренебрежением к ситуации, вызывав некоторое недовольство участников торжества, чем выказать явное старание.)

А лучшее, что может сделать всякий, вынужденный одеваться (т.е., любой из нас) - внести в свой гардероб видимость небрежности. Ну или не видимость. Имидж "я тут не от мира сего, ни хрена не понимаю, и вообще кто все эти люди?" гораздо круче имиджа "я очень стараюсь выглядеть прилично". Нейтральный (т.е., достаточно внятно отрицающий возможность высказываться на языке одежды) - еще один прекрасный вариант для тех, кто не хочет париться со всей этой лингвистикой. Но в идеале, небрежность, конечно, должна быть хорошо продумана и исполнена так, чтобы никому в голову не пришло, что вы это нарочно. Просто потому что позиция "делать мне нечего - ради вас стараться, но все равно я прекрасен, и этого не утаишь" - это позиция сильного. И, возвращаясь, к вопросу о бессознательно ожидаемой безопасности, комфортна хотя бы поэтому.

На самом деле, на эту тему можно говорить не часами, а годами. Но кофе мой допит, а я, увы, не богатый наследник, профессионально занявшийся лингвистикой моды, поэтому лучше бы мне заткнуться и уйти вдаль, небрежно помахивая нарочито длинными рукавами сиротского летнего свитера. Что касается моего имиджа, он, вероятно, обозначается формулой: "эт чё такое прикольное пошло", - и выстраивает мои поверхностные отношения с человеческим миром идеальным для меня (и моих персональных задач) образом. Но рекомендовать его для массового использования поостерегусь :)
Tags: мине, нинравицо, нравицо, няпиздинг сэнсэе, простые вещи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →