Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

прощай, оружие

У меня в ленте пару дней назад появилась прекрасная статья agnesvogeler о Лизетт Модел.
Смотрите, какая крутая тетка:



(А тут статья целиком, и еще много-много фото.)

И в связи с этим мне почти поневоле пришлось вспомнить, что за мной должок. Внутренний. То есть, я уже давным-давно хочу показать литовского фотографа Рималдаса Викшрайтиса (Rimaldas Vikšraitis), который натурально послан мне как возмездие за грехи, то есть за фотографа из "Энциклопедии мифов", который по свадьбам жрущих снимал.
Типа - смотри, деточка, как это выглядит на практике. Деточка в моем лице мычит: "ээээээээ", пытаясь вспомнить подходящий к случаю искусствоведческий термин - ну как это, как это, как это? А, ну да. Пиздец.
Смотрите теперь и вы, какой чувак:



Вот ссылка на поиск его картинок в Гугле. Там достаточно жестко, поэтому детей и домашних животных постарайтесь уберечь от просмотра. Я совершенно серьезно.

***

В связи с этим я вот чего хочу сказать.

Такой взгляд на мир (а это, безусловно, один и тот же взгляд, просто среда разная) близок мне чрезвычайно. То есть, вот прямерно так я и вижу мир человеческий - не с самого детства, но лет, наверное, с 12 - 13. И именно поэтому я знаю цену такому взгляду на вещи.
Удивительно, что подобный взгляд на окружающее всерьез считается "правдивым". Это даже не смешно - объявить "правдой" мрачный (и довольно распространенный) выверт сознания, понуждающий его обращать внимание на уродство (точнее, то, что кажется уродством в рамках текущей культуры; как понимаем мы, в разные эпохи это будут совсем разные вещи).
Уродство - это некоторая (малая, на самом деле) часть правды о человеческом мире. То есть, обо всех нас. И не столько о том, как мы выглядим, сколько о состоянии сознания тех, кто это уродство видит. Будучи отделена от прочих составляющих правды, она, конечно, становится ложью, за которую хоть сейчас по горло в лед. (Ну, строго говоря, всякий сосредоточившийся на уродстве, и есть во льду по горло, лицом вниз, как Дант прописал, потому что ад - это у нас прямо здесь, все честно.)

Фотографы, о которых идет речь выше, очень круты. В смысле, оба невероятно талантливы, оба - большие мастера. Мне это очевидно. А все равно это - нечестно. И слишком легко, если на то пошло. Установите камеру, запрограммированную на один снимок в секунду, напротив любого стола, за которым едят и разговаривают люди. Даже если это будут люди, считающиеся в рамках современной культуры красивыми, я вас уверяю, снимков с искаженными соктскими харями наберется на неплохую выставку. Особенно если свет выставить правильно (согласно задаче). Свет в фотографии вообще решает почти все.
Собственно, ровно поэтому (зная, что свет решает все), я - ни разу не профессионал, вооруженный сравнительно слабенькой любительской камерой - затратив те или иные усилия, могу снять абсолютно любого человека так, что он будет ослепительно прекрасен, хоть щас женись (по крайней мере, на мой вкус, да и эта оговорка только потому, что хрен вас всех разберет, что вам красивинько, а что нет, все же разные).
И это, кстати, тоже будет нечестно, потому что красота (то, что кажется нам красотой) - такая же часть правды, как уродство. Малая и незначительная. Хоть и обязательная - для полноты картины.

А бОльшая часть правды - она вообще не о красоте и не об уродстве. И уж тем более, не о наших текущих представлениях о том и другом (каковые представления у многих даже на протяжении одной жизни меняются неоднократно). Правда (а значит, и т.н. художественная правда, которая пророк ее) - присутствие Духа во всяком человеческом существе и проявление его через человека, чья участь - быть линзой, преломляющей свет, который, как помним мы, решает все. И, ясен пень, не только в фотографии.

И тут, кстати, выходим на такой простой парадокс. Когда Дух проявляет себя через (условно, с нашей точки зрения) некрасивое, это воздействует на свидетеля (зрителя) особенно сильно. Ну устроены мы так, на контрасте лучше понимаем, чем полунамеками. И когда художнику удается поймать эту фишку, получаются невероятно сильные вещи.
У Лизетт Модел, например:



И даже у целиком погруженного в безысходный контекст (он снимает жителей своей деревни) Рималдаса Викшрайтиса



Ну и мне (ясно же, что на самом деле, я пишу о себе) в лучшие моменты удается сделать именно это:

Tags: art, olympus, гуманитарная помощь, как объяснять картины мертвому зайцу, картинки, мине, подписчикам, ссылки, чужое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →