Показывала фотографии; там среди прочего очень тронула меня вывеска "Калачакра-кафе".
Спрашиваю: "А ночного клуба "Кали-Юга", с азартными играми, наркотиками и проститутками там не было?"
Отвечает серьезно: "Такой клуб южнее должен быть, где индуистов много. А мы все больше по северу ездили".
Из всех индийских новостей больше всего тронула меня история о празднике богов. Название населенного пункта, где все это происходило, не помню, но там, на севере Индии, это, вроде бы, самое что ни на есть обычное явление.
Праздник устроен таким образом:
Изваяние божества, у которого случился праздник, выосят из соответствующего храма, с почетом водружают на носилки и несут на прогулку. Бродят по окрестностям с оркестром, песнями и плясками, выгуливают свое божество.
Непременно заносят божество во все прочие храмы: считается, что оно любит ходить в гости к другим божествам. Те, конечно, непременно вернут визит, когда на их улице будет праздник.
Изваяния большие, в человеческий рост, но гораздо толще; носильщиков много, но им все равно нелегко.
И вот когда наступает вечер, и усталые носильщики хотят закончить праздник и разойтись по домам, у всех начинаются проблемы. Не всегда, но часто.
Проблемы такие: обычно оказывается, что божество еще не нагулялось и домой не хочет, ни в какую.
Звучит нелепо, но носильщики не могут просто взять, да и поставить носилки с изваянием на землю. Они даже в направлении храма идти не могут: цепенеют.
В таких случаях зовут местного брахмана. Считается, что у него есть шанс договориться с божеством. Брахман, правда, иногда может утихомирить разгулявшееся божество. Но редко. Обычно божество требует продолжения банкета. И тогда новые носильщики сменяют старых, музыканты снова берутся за барабаны, и процессия отправляется дальше. До рассвета иногда гуляют - и ведь не по доброй воле.
Божество, с другой стороны, тоже можно понять. Его ведь раза два, от силы три в год выгуливают. Вот если бы каждый день по полчаса, как собачку, оно бы наверняка поумерило аппетиты.