Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

108 дней, день 31. Луцкус

Выставка фотографа Витаса Луцкуса открылась вчера в Вильнюсе, в Национальной Художественной галерее. Сказать, что это очень крутая выставка, было бы преуменьшением. То есть, вообще пустым звуком - в моих устах.
Штука в том, что Луцкус снимал, как я пишу. То есть, для меня этот мертвый литовский фотограф - мой двойник. Даже немного не по себе, такой силы сходство.

Вот несколько его работ, надерганных по разным сайтам. Интересно, что буквально весной Луцкуса в интернете вообще практически не было. Буквально пара работ. А теперь много.



























Сегодня в Национальной Галерее разные люди о Луцкусе говорили. Фотограф Борис Михайлов приехал из Берлина, музыкант Владимир Тарасов тоже откуда-то прилетел. И не только они. Можно было бы большую телегу накатать по итогам, но сейчас смотрю на картинки, и все это так неважно.
Фотограф Альгирдас Шешкус сказал, что смотреть работы Луцкуса стоит через боль. Или хотя бы через знание о боли, которую в той или иной мере испытывает всякий настоящий художник, а талантливым художникам в СССР этой боли досталось больше, чем обычно раздают.
(Ну, кстати, в этом смысле, мне кажется, вообще ничего не изменилось, кроме списка имен благополучной шушеры. Но это сейчас неважно.)

Очень странно после всего этого разговора было идти через заснеженный город домой. Зайти в подъезд, подняться на четвертый этаж, где на лестничной площадке две двери. Та, что слева, наша, то есть, она ведет в прихожую, где еще три двери, три квартиры - наша и соседские. А справа белая дверь, которая ведет в необитаемую квартиру. Когда-то давно за этой белой дверью жили художник с женой. Художник был гением - со всеми вытекающими последствиями. В смысле, коллеги его и без всякой советской власти с удовольствием съели бы. Но в условиях советской власти гении съедались особенно легко и быстро.
От многолетней непризнанности у гениев обычно тяжелеет характер. Потому что очень тяжело десятилетиями работать исключительно в стол. Однажды художник зарезал зашедшего в гости дурака, который решил с умным видом покритиковать его работы. А когда понял, что дурак мертв, выпрыгнул в окно. У нас очень высокий четвертый этаж, так что обошлось без удивительного хэппи-энда, к сожалению.
А жена покойного художника вскоре уехала в Америку, где стала заниматься делами покойного мужа. В смысле, пробивать его выставки. И кое-что ей удалось.
Все уже поняли, да? Я живу практически у подножия не поставленного пока памятника. Нашего отсутствующего покойного соседа из-за белой двери звали Витас Луцкус. Это его выставка открылась вчера в Национальной Художественной галерее, это о нем сегодня говорили слетевшиеся с разных концов мира друзья, которые не были в Вильнюсе со дня его похорон, потому что без Витаса - никакого смысла.
Я вот даже сейчас, много часов спустя, сижу дома и понимаю, что без Витаса - никакого смысла. Хотя, казалось, бы какое мне дело. Ну фото крутые, ну дверь эта белая. Ну, бывший сосед.

Какая-то очень личная это для меня история. Куда более личная, чем хотелось бы. Ну или даже куда более личная, чем я сейчас могу осознать.
Tags: 108 дней, art, Вильнюс, брестская крепость, гуманитарная помощь, как объяснять картины мертвому зайцу, картинки, н/н, подписчикам, ссылки, чужое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →