Сочинение Блюма. О людях. Следует убивать всех, которые веселые от рождения. Имеющие пристрастие к чему-либо должны быть уничтожены. Все, которые имеют зацепку в жизни, должны быть убиты. Следует узнать про всех и, сообразно наблюдению, убивать. Без различия пола, возраста и происхождения.
Грин, надо сказать, отчасти оптимист, потому что его Блюм, повинуясь воле автора, осознает довольно глубокие внутренние движения, да еще и четко формулирует осознанное. У Грина в этом смысле особо не забалуешь, его персонажам прходится очень ясно понимать, что они собой представляют, и что с ними в данный момент происходит; понимающе посочувствовать им могут, к примеру, персонажи Достоевского, которых автор тоже гоняет по глубинам подсознания, а потом требует писать отчет.
В этом смысле оба - и Грин, и Достоевский - настоящие писатели-фантасты. Потому что в пресловутой "реальной жизни" осознанность - не настолько распространенный феномен. Чувствующие и (по мере сил) действующие подобно Блюму крайне редко думают сходным образом. В голове у них, как правило каша, и правда имеет немного шансов прорваться в зону хотя бы предварительной вербализации (безмолновного, но уже вполне ясного понимания себя).
Однако благодаря Грину у нас есть формула зла, которое может быть сочтено условно безусловным (ну а как еще выразиться человеку вроде меня, который не помещается в рамки бинарной оценки, но не может не понимать, что в определенной системе координат иная невозможна).
Невозможно понять очень многие вещи, происходящие как с отдельными людьми, так и с обществом в целом, если не принимать во внимание, что намерение, озвученное Блюмом, довольно часто присутствует в людях, причем не в качестве сформулированной позиции, а в качестве неосознаваемого инстинкта, что делает борьбу с ним, мягко говоря, сложной.
Я не знаю, по крайней мере, пока, что с этим можно сделать. Однако библейская формула: "не убоюсь я зла" - должна работать и тут. Я, кстати, очень часто повторяю ее вслух. Отлично работает. И не только с внутренними проблемами.
Пишу все это после очень долгих сомнений. Потому что, по моим наблюдениям, зло часто получает дополнительную силу от нашего внимания. От самих разговоров о нем. Однако знать его в лицо все же надо. Чтобы безжалостно корчевать всякие ростки его в себе (любое раздражение по поводу чужой радости и чужой увлеченности, например). И чтобы, внимательно посмотрев по сторонам, знать, с чем (с кем) лучше не иметь дела.
И просто как повод почаще повторять: "не убоюсь я зла". Потому что бояться тут действительно нечего. А безликое, непонятное, неописанное пугает куда больше, чем любая самая чудовищная, но конкретная картина.
(Вообще, чем больше я перечитываю Грина, тем сильнее он кажется мне старшим братом. Вообще такой же по всем основным параметрам. Просто предыдущая модель, Нексус-5 например. Еще более хрупкая и недолговечная. Но глаза в одной лаборатории деланы.)