Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

108 дней, день 104

В рассказе Александра Грина "Трагедия плоскогорья Суан" есть вот такое открытое, честное рассуждение одного из персонажей, символизирующего зло абсолютное, деятельное, полностью уверенное в себе:

Сочинение Блюма. О людях. Следует убивать всех, которые веселые от рождения. Имеющие пристрастие к чему-либо должны быть уничтожены. Все, которые имеют зацепку в жизни, должны быть убиты. Следует узнать про всех и, сообразно наблюдению, убивать. Без различия пола, возраста и происхождения.

Грин, надо сказать, отчасти оптимист, потому что его Блюм, повинуясь воле автора, осознает довольно глубокие внутренние движения, да еще и четко формулирует осознанное. У Грина в этом смысле особо не забалуешь, его персонажам прходится очень ясно понимать, что они собой представляют, и что с ними в данный момент происходит; понимающе посочувствовать им могут, к примеру, персонажи Достоевского, которых автор тоже гоняет по глубинам подсознания, а потом требует писать отчет.

В этом смысле оба - и Грин, и Достоевский - настоящие писатели-фантасты. Потому что в пресловутой "реальной жизни" осознанность - не настолько распространенный феномен. Чувствующие и (по мере сил) действующие подобно Блюму крайне редко думают сходным образом. В голове у них, как правило каша, и правда имеет немного шансов прорваться в зону хотя бы предварительной вербализации (безмолновного, но уже вполне ясного понимания себя).

Однако благодаря Грину у нас есть формула зла, которое может быть сочтено условно безусловным (ну а как еще выразиться человеку вроде меня, который не помещается в рамки бинарной оценки, но не может не понимать, что в определенной системе координат иная невозможна).

Невозможно понять очень многие вещи, происходящие как с отдельными людьми, так и с обществом в целом, если не принимать во внимание, что намерение, озвученное Блюмом, довольно часто присутствует в людях, причем не в качестве сформулированной позиции, а в качестве неосознаваемого инстинкта, что делает борьбу с ним, мягко говоря, сложной.

Я не знаю, по крайней мере, пока, что с этим можно сделать. Однако библейская формула: "не убоюсь я зла" - должна работать и тут. Я, кстати, очень часто повторяю ее вслух. Отлично работает. И не только с внутренними проблемами.

Пишу все это после очень долгих сомнений. Потому что, по моим наблюдениям, зло часто получает дополнительную силу от нашего внимания. От самих разговоров о нем. Однако знать его в лицо все же надо. Чтобы безжалостно корчевать всякие ростки его в себе (любое раздражение по поводу чужой радости и чужой увлеченности, например). И чтобы, внимательно посмотрев по сторонам, знать, с чем (с кем) лучше не иметь дела.
И просто как повод почаще повторять: "не убоюсь я зла". Потому что бояться тут действительно нечего. А безликое, непонятное, неописанное пугает куда больше, чем любая самая чудовищная, но конкретная картина.

(Вообще, чем больше я перечитываю Грина, тем сильнее он кажется мне старшим братом. Вообще такой же по всем основным параметрам. Просто предыдущая модель, Нексус-5 например. Еще более хрупкая и недолговечная. Но глаза в одной лаборатории деланы.)
Tags: 108 дней, книги, мине, няпиздинг сэнсэе, подписчикам, цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments