Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Category:

набегу

У Александра Грина есть небольшая повесть "Слон и Моська", написанная в 1906 году, найденная (как подсказывают комментарии под публикацией) в 1965 и кое-как идентифицированная. Повесть, строго говоря, представляет собой пропагандистскую брошуру и подписана только инициалами А.С.Г.
Читать, честно говоря, не то чтобы советую, разве из любопытства взглянуть на молодого Грина-реалиста, куда более трогательного и наивного, чем будущий Грин-символист-романтик-фантаст-да-как-ни-назови, местами, впрочем, уже вполне узнаваемого - скорее, ритмически, чем как-либо еще.
Но кроме ритма есть еще кое-что общее с тем Грином, которого мы знаем. Коротко говоря, "Слон и Моська" - это, в первую очередь, о чувстве собственного достоинства. И о победе собственного достоинства (которая на деле закончилась бессрочной каторгой, а все равно осталась победой, и это вполне очевидно).

И как-то мне сейчас кажется, что именно тут и пролегает черта, отделяющая Грина от прочей русской литературы, великой и не очень. Потому что чувство собственного достоинства как было, так и останется настоящим главным героем его книг. Я не хочу сказать, будто у прочих русских писателей вовсе нет героев, обладающих чувством собственного достоинства, в т.ч. обостренным. Конечно есть. Но никто больше не делает чувство собственного достоинства основной, базовой ценностью, поверх которой уже можно понавесить что угодно.
И, кажется, именно поэтому Грина столь упорно пихают в "романтики" и "фантазеры". А вовсе не из-за бесконечного Гель-Гью.

Я ощибаюсь? Если да, называйте, у кого еще так.
Tags: вопрос, гуманитарная помощь, как объяснять картины мертвому зайцу, книги, подписчикам, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments