Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Category:

Диалоги о художниках

- Мне в Барселоне рассказали, что Гауди всё время по городу с бутылкой восьмидесятиградусного абсента ходил, такой был пьянчужка. Это многое объясняет!
- В смысле, он все эти годы пытался сделать ровненько и аккуратненько?!

***

- Такая сначала была хорошая затея - сюрреализм. Вдруг какие-то художники решают, что пора начать говорить о невидимом, непостижимом и непроизносимом. О таком, что в человеческий ум не помещается вообще, но в целого человека более-менее помещается. Вот как сон, который вспомнить невозможно, но он же был! И если как-то пытаться о нём говорить, то только языком искусства. Вот какой должен был быть сюрреализм! И вдруг внезапно на сцене появляется Сальвадор Дали, и начинается эстрада.
- Все эти циферблаты стекающие, да?
- И прочее такое же - в лоб. Вернее даже, что в лоб, что по лбу. Но цветное, красивенькое. Ровно та степень странности, которая помещается в человеческую голову маленькую, твёрдую, одна штука, второй сорт. И теперь считается, что это и есть сюрреализм. Даже у меня со словом "сюрреализм" первая ассоциация - Дали. Ужас!
- Пустили бы его делать театральные декорации. Задник для сцены. У него хорошие задники получались бы. И времени ни на что больше не оставалось бы. И всем было бы хорошо.
- Точно! Ты тоже не любишь Дали? Дай я тебя обниму немедленно!
- Вот за это меня ещё никто никогда не обнимал.
- Я тебя ещё и за Гауди не побью теперь!
- Очень жаль. Потому что за Гауди меня тоже ещё никогда не били.

***

(Продолжает наезжать на Гауди, теперь уже без риска огрести в глаз, ужасный человек)
- ...вот некоторые художники умеют делать, а некоторые просто умеют найти мецената.
- Ха! Найти мецената - это такой талант, что нам всем и не снилось.
- Да. Вот я не нашёл. Двадцать лет зарабатывал деньги, потом пришёл сам к себе, сказал: давай я тебя издавать буду. И стал издавать книги (имеются в виду огромные альбомы с фотографиями), одну за другой. Если бы не было денег, ничего бы не издал. И никто бы сейчас меня не вспомнил. И на Биеннале не позвали бы. И Национальную премию не получил бы. Хотя художник всё тот же - я. Но без денег ничего бы не было. Сам себе меценат.
- Это ещё ничего! Могло быть хуже. Вот прикинь, заработал ты все эти деньги. Приходишь потом сам к себе, говоришь: "Давай ты будешь меня издавать!" И сам себе: "Да ну, иди в жопу, фуфло ты, а не художник, я лучше самолёт куплю".
- Какой самолёт?! Там было максимум на пол-крыла.
- Ничего. Настоящего мецената, не желающего давать деньги гению, такие пустяки не останавливают.

***

- Нет никакой справедливости. Попасть в историю искусства - просто выигрыш в лотерее.
- А если ты очень крутой, стопудов ни в какую историю не попадёшь. Потому что настоящая тайна сама себя бережёт. Ты, например, гений, а человечество - не гений. И ему пока такое искусство рано показывать, не переварит. Тогда тебя вообще никто не заметит. Ну или заметят, но в первый ряд точно не поставят.
- Вот как Клее, например.
- Да! Вот смотрит Вселенский разум с небесей: "Чо это там у нас друг Пауль затеял? Ой-ой-ой, куды ж он поперёд батьки в пекло? Нельзя такое пока! Ой, чо делать, чо делать? Так. Выпускаем Дали. Щас он шум поднимет, внимание отвлечёт, и всё будет путём". Ну и выскакивает такой Дали - оп-па! И пляшет канкан. И все вокруг: "Ах, гений! Ах, сюрреализьм!" А Клее себе дальше тихонько своё херачит, ему-то пофигу.
- Или вот мы, например, своё тихонько херачим. А там на небесах...
- Вселенский разум уже задолбался эту эстраду на землю поставлять. У него бедного уже мозоли на тех местах, которыми сальвадордалей лепят! Но ничего не поделаешь, надо.

***

- Я был у неё* дома один раз, помог пакет с вещами занести. Такая стандартная двухкомнатная квартира в панельном доме. В одной комнате всё обычно, простенькая такая обстановка. Она говорит: "Брось пакет в другой комнате". Я открываю дверь, а там войти невозможно, вся комната заставлена...
- Картинами?
- Нет, всяким говном. Она его оттуда понемножку вынимала и на холсты клеила. Но сколько там наклеишь. Комната была заставлена так, что пакет некуда положить. А она мне кричит: "Наверх швыряй!" Я забросил пакет куда-то наверх кучи и быстро-быстро дверь закрыл, чтобы он обратно не вывалился.
- Вот удивительно. У меня в последней книжке ровно такая же ситуация с художником. Тоже дом так хламом завален, что дверь открыть невозможно...
- Вот! Теперь ты понимаешь, как у неё было много хлама? Я дверь-то всего на пол-минуты приоткрыл, а хлам оттуда в твою книжку вывалился!

***

Попили, короче, кофе :)

___________________________

* Речь об очень хорошей, уже покойной литовской художнице по имени Kazimiera Zimblytė, чья выставка идёт сейчас а Национальной галерее в Вильнюсе и будет ещё до 1-го февраля, если на сайте не врут.
Tags: говорит, гон, гуманитарная помощь, как объяснять картины мертвому зайцу, какбыло, подписчикам, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments