Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

бублики

точнее, бейглы (вagels) печёт и продаёт по воскресеньям в безымянном кафе при французском культурном центре (возле французского книжного на Диджои) художница Ленуте. То есть, печёт она их дома, процесс занимает семнадцать часов, не кот начхал. А в кафе приносит и продаёт. Медленно разрезает, очень медленно мажет мягким сыром, кладёт кусочки лосося и нарезанный лук. Это не просто способ подработки, а художественный проект по изменению (упорядочиванию) реальности: когда-то в Вильнюсе была большая еврейская община, и все вокруг ели бейглы, потом не стало общины, потом евреи снова начали жить в городе, но бублики по дороге куда-то подевались (то, что мы привыкли считать "бубликами", продаётся в любом хлебном отделе, но это совершенно другой рецепт, не то, не зачёт).
Короче, для равновесия мира нужны вagels, и художница Ленуте (ни капли еврейской крови, если это вдруг важно) печёт их по старинному традиционному рецепту и продаёт по воскресеньям вот в этом безымянном прифранцузском кафе.
А мы теперь по воскресеньям ходим есть эти бублики, потому что, во-первых, грех не поддержать правильный художественный проект, а во-вторых, это очень вкусно. Так вкусно, что и без всякого проекта можно гору сожрать. В смысле, целых две штуки, больше-то уже вряд ли. Человек (в нашем лице) слаб.

В следующее воскресенье бубликов не будет, потому что Ленуте уезжает в Испанию. А потом будут опять - с редкими перерывами на Ленутины заграничные выставки.

Друг А. приносил показать новые работы. Теперь он фотографирует цветы. Совершенно верно, фоткает цвиточьки.
И делает с ними что-то такое, что фотографии получаются как рисунки людей под лсд, или как шаманские схемы Устроства Всего для начинающих шаманят, или как увеличенные фрагменты микромира, или как в детстве, когда подолгу смотрели на предметы, не моргая, раскосив глаза, пока они не начинали мерцать, сиять, наполняться внутренним движением, соединяться друг с другом как бы невидимыми (а на самом деле, внезапно видимыми для нас) волокнами. Только вчера вспоминали с Р. этот способ смотреть, который как бы сам собой изобретается в детстве, а потом обычно забывается, и вдруг сегодня мне показывают фото, в точности воспроизводящие вот это вот всё.
Чего только не бывает.
Но штука даже не в том, как интересно всё совпало для меня. А в том, что последние фотографии недавнего лауреата национальной премии, которому в этом году стукнет семьдесят, выглядят, как работы весёлого и наглого двадцатилетнего мальчишки. Очень талантливого, прекрасно образованного, но действующего при этом вопреки своему культурному бэкграунду, вопреки всем полученным знаниям: а вот сделаю, как хочу, и гори всё огнём!
Это уже тот запредельный уровень наивного нахальства, который превыше мудрости и мастерства, безусловно, заложенных в его фундаменте, потому что без них наивное нахальство не было бы следствием осознанного решения, а для художника (как, впрочем, для всякого живого человека) осознанность - необходимое и достаточное условие деятельности.

И вот зачем человеку нужно жить долго. Потому что к семидесяти годам можно стать наконец настоящим молодым хулиганом. А к ста пятидесяти возможно достичь более-менее осмысленной зрелости. Неважно, впрочем, сколько мы все проживём. Важен только вектор движения - вперёд и вверх.
Когда вам говорят о "возрастных изменениях", подразумевая неизбежную деградацию, или объясняют, что какая-то одежда, поведение, занятие, состояние карьеры и ума вам "не по возрасту", вас просто пытаются преждевременно загнать в гроб, имейте это в виду. А что не со зла, то есть, неосознанно - так это отягчающее обстоятельство.
Неосознанность - всегда отягчающее обстоятельство.

/Здесь должно быть ещё стопиццот страниц умного текста, но мы с Р. договорились пить кофе в центре. Поэтому лекция отменяется./
Tags: Вильнюс, как объяснять картины мертвому зайцу, какбыло, няпиздинг сэнсэе, подписчикам, простые вещи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments