Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Category:
Одна из самых сложных штук при коммуникации: разговаривая с человеком, следует разговаривать именно с этим человеком, а не с обстоятельством своей жизни в его лице. Иначе полноценный диалог невозможен.

Объясню на простом примере.
Вот например мы собираемся идти туда, куда следует попасть к определённому времени, опоздание крайне нежелательно (на работу, в театр, к врачу и т.п.) У нас есть спутник, чьё присутствие в том же месте, в то же время по каким-то причинам совершенно необходимо, и его отсутствие, как и опоздание нанесёт нам тот или иной ущерб (репутационный, финансовый и т.п.). И этот спутник слишком медленно собирается, так что своей медлительностью ставит под угрозу возможность успеть вовремя и обойтись без проблем.
Так вот, штука в том, что такой спутник автоматически становится для нас препятствием той или иной степени неодолимости. И относимся мы к нему (к его медлительности) как к некоторой посторонней силе, внезапно вмешавшейся в нашу жизнь. И имеющей неплохие шансы её (жизнь) испортить или просто усложнить.
Обычно наша реакция на чужую медлительность (раздражение, гнев, печаль и т.п.) - это скорее реакция на вмешательство посторонней силы (обратная сторона обычного человеческого страха перед неодолимыми обстоятельствами), чем реакция на поведение конкретного человека, обычно хорошо знакомого нам, часто близкого и дорогого - настолько, чтобы с пониманием и даже умилением относиться к его слабостям до тех пор, пока эти слабости не становятся инструментом создания проблем для нас самих.

Отделить мух от котлет в подобной ситуации мало кто может. А это совершенно необходимо, если нам нужна коммуникация, а не бессмысленный конфликт.

Потому что прискорбные обстоятельства - отдельно, а человек - отдельно. Вопить: "Да что ж это за наказание на мою голову?!" - вполне можно, только предварительно правильно выбрав адресата. Подобный вопрос следует задавать Господу Богу, судьбе, мирозданию, ну или себе. Почему вы выбрали настолько медлительного спутника в деле, не допускающем промедления? Ну или почему он свалился вам на голову по чьей-то высшей воле - формулировка зависит от степени фатализма вопрошающего.
Но этому диалогу своё место и своё время. С богами говорят в храмах, с судьбой и с собой - в уединении. И, в любом случае, сосредоточившись на этом разговоре.

А вот говорить с человеком, как с безличной силой совершенно бессмысленно. Он совершенно точно не знает, почему послан вам в качестве наказания (опасности, источника проблем). Даже если у него есть версии, вряд ли они заслуживают внимания. И, в любом случае, ещё больше замедлят процесс сборов.

С человеком надо говорить именно как с человеком, которого знаете вы. И, исходя из ваших знаний, строить конструктивный диалог. Кому-то поможет совет бросить монетку, чтобы определиться в выборе носков. Кого-то подбодрит признание: "О, ты такой же тормоз, как я иногда бываю", кому-то достаточно просто напомнить про время, многие затягивают сборы только потому, что не умеют следить за часами. А с кем-то лучше вообще не говорить, потому что тогда он зависнет окончательно.

Неважно, на самом деле. Важно, что конструктивный диалог возможен только пока мы не подменяем одного собеседника другим. Человека - безличным обстоятельством (или другим человеком, которого мы когда-то знали, и запомили, что он вёл себя похожим образом), а Бога - человекообразным существом, с которым можно поторговаться, обменяв хорошее поведение (как мы его себе представляем) на судьбу получше. Ну и так далее.

Очень сложно, на самом деле. Но других вариантов договориться с теми, с кем нам надо договориться, нет.
Tags: няпиздинг сэнсэе, подписчикам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments