Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

как бы про Бакста

Зашли вчера в Художественный музей на Диджои, где выставка - как бы, считается, условно говоря, что про Бакста, а на самом деле, конечно, очередная порция осколков Серебряного века, кроме Бакста (подозреваю, назначенного "главным" просто в силу происхождения из соседского Гродно) там Врубель, Волошин, Петров-Водкин, Кустодиев, Шагал, Нестеров и Коровин, и другие, чьи фамилии вылетают у меня из головы (а некоторые никогда и не влетали, я же не то чтобы хоть сколько-нибудь знаток). Принцип отбора, как я понимаю, такой: что удалось добыть из окрестных (белорусских, литовских, латвийских) корпоративных и частных коллекций, то и показали, особо не выпендриваясь. Ну и правильно сделали, что показали, молодцы. Выставка вышла сравнительно небольшая (две комнаты на первом этаже, две на втором, плюс лестничные пролёты), но разнообразная; если говорить об отдельно взятом зрителе мне, этот отдельно взятый, не шибко образованный зритель обрёл там три совершенно новых ярких впечатления: "Золотую комнату" Фердинанда Рущица, "Ветер" Александра Гауша и "Ужин Пьеро" Николая Сапунова. И ещё радостей по мелочам: там на редкость ржачный (в хорошем смысле) Шагал, очень мутный (опять же, в хорошем смысле) эскиз Врубелевского "Демона", простое, чёткое и необъяснимо сильное "Кафе вечером на Рижском взморье" Николая Кузнецова - всё это запомнилось, а специально подсматривать в каталог, чтобы вспомнить побольше, я не хочу.

После такого культурного происшествия впору неделю пить и плакать, потому что как же болит у меня весь этот Серебряный век, это несбывшееся обещание невиданного полёта, ликующее "всё можно", сопровождаемое (греческим) хором современников, удивлённо переспрашивающих: "Чо, правда, можно?" Можно-то можно, не вопрос. Но потом случилась первая мировая, потом - сами-знаете-что и ещё раз сами-знаете-что, и понеслось, и до сих пор несётся, куда-то совсем не туда.
Но мне, конечно, столько не выпить (тем более, не выплакать), нет смысла и начинать. Пусть Серебряный век болит у меня без анестезии. Кто-то должен болеть этим великим несбывшимся, возможно, таким образом оно всё-таки чуть-чуть сбывается, где-нибудь, по ту сторону нас.

А выставка как бы про Бакста до 26 июня; кто в Вильнюсе, я, великий нелюбитель хождения по музеям и выставкам, очень советую зайти.
Tags: art, Вильнюс, гуманитарная помощь, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments