Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

Drum2gether - 2016

Вкратце: всё получилось.

Что именно у нас получилось, это отдельный вопрос. Ответ на него очень просто знать и почти невозможно пересказать словами. Но когда это меня останавливало.

Город наш отличается от остальных известных мне городов числом дырок-в-небе и их размерами. Это делает его по-настоящему пограничным городом на перекрёстке того, что с нашей человеческой точки зрения есть, и того, чего (всё с той же нашей, человеческой, чрезвычайно ограниченной точки зрения) нет. А так-то конечно есть, чего ж ему не быть.

Дырка-в-небе - это, если называть вещи своими именами (а мне надоело ходить вокруг да около), возможность взаимодействия человеческого мира с другими. Именно взаимодействия, а не просто соприкосновения, соприкосновение - дело житейское, оно есть всегда и везде, дело только в степени восприимчивости наблюдателя и его умении не скрывать от себя полученную информацию. А взаимодействие всё-таки более-менее редкость и огромная ценность, опыт, привносящий в жизнь отменяющий саму возможность небытия смысл.

Так вот, что касается виленских дырок-в-небе. Та, что обычно проделывается в ходе ежегодного драмтугезера, иными словами, суровой барабанной бойни на площади возле торгового центра Гедимино 9 (каждый год в мае мы с друзьями ходим проделывать дырку в небе, Карл) - не единственная, конечно, но одна из самых больших и важных.

Когда (лет, наверное, шесть назад) мне довелось впервые попасть на Drum2gether, просто из любопытства, никаких особых ожиданий у меня не было, мне сразу, максимум через десять минут стало ясно, что тут происходит, и зачем это всё.
Главным по дырке-в-небе тогда был Томас. Это сразу бросалось в глаза. Потому что он не только стучал в барабан, но и проделывал время от времени некоторые видимые невооружённым глазом действия: воздевал руки к небу и тянул из него всякое, и это всякое обрушивалось на всех, кто стоял на площади и даже просто проходил мимо, а дырка-в-небе от этого безобразия, конечно же, расширялась до таких размеров, что её потом надолго хватало. Собственно, на весь год, ещё и с запасом.
Мне довольно много про наш город стало понятно тогда. Гораздо больше, чем за несколько лет постоянного проживания здесь. Потому что некоторые процессы недостаточно просто чувствовать, надо принимать в них деятельное участие. Вместе с ними происходить.

Потом Томаса убили, и в прошлом году Drum2gether был как бы без него. Но на самом деле, конечно, с ним, просто он играл на другой стороне. И такой бездны, какая открылась над нашими головами в тот вечер, мне ещё над человеческим городом видеть не доводилось.

А в этом году был совсем другой сюжет. Под девизом "сами, теперь всё сами".
Нынешний Drum2gether - это такая история про триста спартанцев, или даже про Мальчиша Кибальчиша сотоварищи, которые не просто встали и стояли насмерть, но, вопреки логике повествования, дождались таки подкрепления, а потом вдруг выяснилось, что персы, буржуины и прочие фашисты вообще больше не хотят воевать, говорят: "Нате вот шоколадку", - и уходят пересматривать свою жизнь и делать выводы из этого пересмотра.
Карочи. Начиналось всё очень странно. Собственно начало было объявлено на девять вечера, и когда мы пришли около половины девятого, чтобы заблаговременно занять правильную ступеньку для сидения, людей было совсем мало, на краю площади сидела небольшая группа из семи, что ли барабанщиков, совсем юных, я их (некоторых из них - так точно) помню совсем детьми, которые приходили постучать вместе со взрослыми, под руководством наставника. Мы решили: ну, нормально, начали собираться, к девяти как раз и начнут.
Однако уже в половине девятого эти семеро расселись по местам и начали стучать. Это было, с одной стороны, прекрасно и трогательно, а с другой, почти страшно (мне - так не то чтобы "почти"). Потому что на Drum2gether всегда собирались несколько десятков барабанщиков, а тут вдруг эти семеро, йолки. Считай, почти никого.
Но они держались как надо. И стучали - каждый, как минимум, за троих. А на площади, обычно под завязку забитой барабанщиками, а сегодня почти пустой, самозабвенно плясали совсем мелкие детишки. В таком количестве их раньше не было; впрочем, раньше им просто было негде развернуться, сидели на руках у родителей. А тут вдруг такой простор.

Потом пришёл Андрюс Мамонтовас (человек, благодаря которому существует День Уличной Музыки в Вильнюсе) с бубном; мне показалось, что он очень устал и фигачит хорошо если на четверть обычной мощности, но с ним, конечно, стало полегче. Однако дырка в небе никак не пробивалась всё равно, хотя наше общее внутреннее усилие к этому моменту натурально ощущалось как тяжёлый физический труд.

(О внутреннем усилии: у меня есть что-то вроде молитвы всего из одной фразы, толком понятной только мне: "Врата должны быть открыты", - когда реальность становится слишком тверда, я повторяю про себя эту фразу, и меня понемногу попускает. Хотелось бы думать, что вместе со мной попускает и весь остальной мир, но это дело тёмное: поди разбери, где заканчивается твоё персональное восприятие и начинается объективная реальность. Но это неважно: каждый просто делает что может, и я просто делаю, что могу. И сколько раз мне пришлось сегодня повторить про себя: "Врата должны быть открыты", - теперь уже и не сосчитать. Но много. факт. Очень много раз.)

А потом началось.
Началось - это значит, что на площадь приходили всё новые и новые барабанщики. Много знакомых (по прошлым драмтугезерам) лиц, много незнакомых (мне; впрочем, у меня довольно плохая память на лица). Некоторые пришедшие устраивались в центре площади, рядом с коллегами, некоторые усаживались на ступеньки, вместе с зрителями. И вступали в игру. Их (нас) становилось всё больше, мощь возрастала постепенно, а потом вдруг (ну, почти вдруг) стало ясно, что всё уже получилось. "Уже" - это примерно в самом начале второй половины, трудно сказать точнее. И после этого, конечно, была уже только бесконечная радость, ничего кроме радости. Ну и барабанов, ясен пень.

А заканчивали это дело три раза. Вот вроде бы подали знак публике, все привстали, захлопали, упали на места счастливыми, без сил, и вдруг - дыдымц! - по новой. И ещё раз закончили - теперь-то уж точно закончили! - дыдымц! Давайте ещё раз. Последняя шестьдесят четвёртая гексаграмма Вэй-цзи, "Еще не конец" - как она есть, ещё и удвоенная.
Стойкость - к счастью. Раскаяния не будет.

Так и запишем.
Tags: Вильнюс, гуманитарная помощь, какбыло, музыка, н/н, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →