Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

х++ фактов про RIBOCA

Начало:
1
2

25. Внезапно житейский совет умудрённой мыслящей монады другим, чуть менее умудрённым: на крупные, насыщенные художественные события лучше ходить (ездить) с собеседником (или парой-тройкой собеседников, больше - это уже свальный грех совсем другой жанр), как минимум, нашего уровня понимания темы. В идеале - круче, чем мы (то есть, с пятёрками по тем предметам, по которым у нас тройки - чтобы дал списать).
Мне в этом смысле повезло, у меня есть друг Р., всамделишный магистр всяческих искусств с оттакенным диссером. Вильнюсская худ.академия настолько крута, что там можно выучиться на моего друга; для того её, собственно, и учредили, чтобы мне в одиночку над мёртвыми зайцами не причитать.
Карочи, всегда путешествуйте с магистром! Или его аналогом. Потому что если увидеть много актуального искусства сразу и ни с кем об этом не поговорить, разорвёт, чего доброго, на части. Но беда даже не в этом, некоторые и по частям живут не тужат. А в том, что многие сложные, интеллектуально и чувственно насыщенные вещи, не проговорив, толком не поймёшь (не осмыслишь). Так и останутся в организме непереваренным смутным комком впечатлений и эмоций, который занимает кучу места на диске, а хозяйственного толку от него ноль. Это только музыку лучше слушать в одно рыло. И пирожки лопать на море смотреть. А актуальное искусство в своей высшей октаве – напряжённый, насыщенный многоуровневый диалог (и чем большая часть зрителя включится в диалог, тем круче, важнейшая задача художника - нас, долбоёбов, включить), поэтому переживать/усваивать его тоже лучше всего получается в диалоге. Наиболее простой и естественный путь.

26. Та часть Рижской биенналички, которая в арт-центре Zuzeum, оказалась тоже вполне себе имени Дэвида Линча.

27. В холле Зузеума звучит аццкий инфразвук, символизирующий (вероятно) тяжёлую поступь актуального искусства по нашим нежным органам восприятия (как в таких условиях выживает специальная информационная девочка - загадка, на которую нет ответа; во что эта бедная девочка мутирует к концу дежурства, тоже загадка, ответ на которую несомненно есть, но является достоянием науки, а не моим).

28. Во всех остальных помещениях Зузеума царит темнота в диапазоне от освещённого лампами лёгкого полумрака до совсем уж непроглядной тьмы. Выставочные помещения отделяются от коридора и друг от друга чорными бархатными шторами, которые надо раздвигать, если хочешь проникнуть в тёмную суть выставочного помещения.

29. За одной из чорных штор Зузеума сияет тусклый, но всё равно невыносимый и одновременно притягательный синий свет. Этот невыносимый синий свет озаряет вход в уборную. Так остроумное мироздание троллит меня лично (а я его за это ещё больше люблю).

30. Там, в Зузеуме, вдохновлённые тьмой и синим светом, мы совершили Деяние с большой буквы, достойное культурных героев вроде нас: запустили Лотерею Лимба. Лотерея Лимба заработала. Живите с этим теперь, муа-ха-ха.

31. Лотерея Лимба (Limbo Lottery) – это работа художника Хана Хогербрюгге (Han Hoogerbrugge). Выглядит она так:



32. Друг Р. (говорю же, всегда путешествуйте по биенналям с магистрами изящных искусств, биенналя без магистра – деньги на ветер) нашла в потаённом боку конструкции две кнопки. Одна кнопка приводит Лотерею Лимба в движение, вторая это движение регулирует. Ну и всё.

33. Мне удалось отыскать видео, демонстрирующее Лотерею Лимба в действии, и щас я его вам покажу. Трипищити:



34. Если уж вынесло меня снова в Зузеум, надо заодно рассказать про «Шторм в Балтийском море» (Karel Koplimets, «Case No. 14. The Storm on the Baltic Sea»). Это простенькое, в сущности, видео про кораблик, прыгающий на волнах, но за счёт того, что пол в помещении, где крутят киношку, находится под уклоном, зритель испытывает... эээ... скажем так, некоторую причастность к происходящему.
Видео в этих ваших интернетах нету пока, картинку вот удалось найти (чорный силуэт - это зритель стоит, а не часть худ.замысла):



35. Меня этот шторм совершенно очаровал, а опытная друг Р. сказала, что видео уж больно топорно сделано. Теперь, почитав статьи, я знаю, что она сразу просекла суть: видео нарочно сделано топорно, потому что работа на самом деле не про шторм, а про недостоверность информации в современном мире, про невыносимую лёгкость создания фейков. Всё-таки иногда я - простодушный зритель, не считываю авторские послания. Вот и тут мне просто офигенно понравился шторм («оооо, история всей моей жизни, я же там на палубе с кофе в картонном стаканчике сижу»).

36. Но вообще (возвращаясь из мрачного Зузеума на благословенный биофак ликующего ужаса), самым сильным моим впечатлением стала «Энциклопедия» Хакана Йонсона и Йоханнеса Хельдена (Håkan Jonson, Johannes Heldén).

37. Это прям всё как мы любим: гигантская библиотечная картотека, на каждой карточке – название и описание животного, вымершего по вине человека. Начиная читать карточки, сразу обращаешь внимание, что животные ещё не вымерли, а вымрут когда-нибудь в будущем (на карточках указаны даты окончательного исчезновения вида). Потом понимаешь, что животные вымышленные, таких нет в природе, и не может быть. И охреневаешь от зависти к художникам, которые долгими зимними вечерами сочиняли эту божественную чушь, весь миллион несуществующих вымерших тварей. Каждый хотел бы так! Ну а потом выясняешь, что вымерших животных не придумали художники, а сгенерил созданный ими искусственный интеллект, которого перед работой хорошенько покормили разнообразными справочниками и энциклопедиями.
Вот одна из карточек, наугад:



38. Карочи. Борхес ликует с нами в небесной вавилонской библиотеке, или где он там сейчас.

39. Щас он у нас ещё больше заликует. Группа из Финляндии IC-98 не стала заморачиваться вымершими животными, а сделала видео про последние 10 минут последнего часа жизни нашей планеты. Это офигенно красивые 10 минут. И главное, апокалипсис уже устраивать необязательно: его красота у нас и так есть.
По ссылке можно посмотреть двухминутный кусочек этого видео, целиком найти не удалось: https://makasiinicontemporary.com/artists/43-ic-98/works/182/

Тo be continued
Tags: art, riboca, Рига, ТСК-синий, гуманитарная помощь, как объяснять картины мертвому зайцу, картинки, конечно издеваюсь, мине, ссылки, чужое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments