Но это дополнение, предвижу, не понравится никому. Оно про высшую ответственность. Перед... не знаю, как точно эту инстанцию обозначить, "бога" у нас давным-давно попы украли, шибко хреновые коннотации сделались у него. Ладно, займусь самоцитированием: высшая ответственность это ответственность перед Большой Судьбой. С точки зрения которой мы все - такая бессмысленная гомогенная масса, обладающая неким общим качеством, присущим "людям в целом". И вот тут наша любимая демократия в действии: каково подавляющее большинство людей, таким по умолчанию считается каждый. Кроме тех, у кого достаточно громкий голос (много личной силы), чтобы рявкнуть: "Я не часть человечества, а сам по себе!" - и быть услышанным. Только "рявкнуть" это метафора. Хоть обкричись, толку не будет, если к заявлению не прилагаются соответствующие ему дела.
На практике это выглядит, с человеческой точки зрения, жестоко и несправедливо. Поясню на самом простом примере: каждый гражданин страны, где существует смертная казнь, с точки зрения Большой Судьбы, причастен к убийству беззащитного, точка. Личность беззащитного и его поступки значения не имеют. Важен только сам акт. По иронии судьбы, такая пассивная причастность к убийству беззащитного - гораздо большее зло, чем, скажем, убийство вооружённого противника из мести (тоже говно, но нормальное, штатное, перерабатываемое в ходе достойной жизни говно). При этом снять с себя ответственность за смертную казнь в твоём государстве довольно просто - быть её убеждённым противником и это убеждение не скрывать. Можно даже на митинги не ходить, прикиньте, какая халява. Достаточно иметь твёрдое убеждение и быть готовым за него отвечать на элементарном человеческом уровне (не вступать в близкие, или взаимовыгодные отношения со сторонниками смертной казни, не скрывать свою позицию из боязни конфликта - как пример).
И так по каждому пункту. Буквально по каждому. Или ты пассивно разделяешь ответственность за преступления большинства, или осознаёшь их преступлениями и отмежёвываешься от них, придерживаясь собственной позиции по этому вопросу, с полной готовностью терпеть вытекающие из этой позиции неудобства. Такая трудная жизнь.
Так вот, прежде, чем спасать свою душу в этой тихой карантинной войне, надо снять с себя ответственность за происходящее сейчас в мире, которая, с точки зрения Большой Судьбы, лежит на нас всех. Тут всё просто, на самом деле. Никто вас не заставляет прыгать с моста в реку, убегая от полицейских, лишь бы маску по их приказу не надевать, как у нас житель города Каунаса весной сделал (дай ему бог здоровья, хоть он и псих). Не обязательно показательно совершать гражданские подвиги, не обязательно рисковать, не нужно врываться в отделения полиции без маски с воплями: "Вы дураки, а я д'Артаньян!"
То есть, можно, и даже отлично, если душа того требует. Но для того чтобы снять с себя ответственность за преступление социума, можно обойтись и без таких крутых мер.
Как и в примере со смертной казнью, достаточно иметь свою позицию по этому вопросу, не скрывать её, отстаивать без двоемыслия и не сдавать. Не потакать сторонникам карантинных мер, когда это вам сиюминутно выгодно. Не притворяться среди них таким, как они, из боязни конфликта. Не кошмарить своих родственников (типа я вообще против всего этого безобразия, но родственничков надо поберечь) и наоборот, не подчиняться близким, когда они кошмарят вас. Не размещать в соцсетях свои фотографии в масочках, чтобы быть "как друзья". Короче, не врать.
Тут нет единого критерия для всех. И быть не может. У каждого из нас есть свои представления о допустимых компромиссах, на которые можно идти, и о недопустимых, которые - полный зашквар. Но не участвовать в пропаганде карантинного адища - всё-таки требование-минимум. А, скажем, для граждан Беларуси и РФ требование-минимум - хотя бы не злорадствовать по поводу незаконных арестов, пыток и сфальсифицированных судов. Быть вне политической борьбы - абсолютно нормально, но для тех, кто бездействует, особенно важно внятно отделить себя от людоедской позиции. Осуждать взгляды и поведение преследуемых будете, когда их перестанут беззаконно и безнаказанно преследовать и убивать. Вы в силу своих взглядов, возможностей и обстоятельств сидите попой на мягком стуле? Имеете полное право - при условии, что не солидаризируетесь с палачами, щебеча с друзяшками в соцсеточках. Или ещё как-то. Способов солидаризироваться со злом, того не заметив, много. Очень трудная штука - достойный нейтралитет.
Всё это было не о морали, как могло показаться. Это - рабочая техника. Пока мы болтаемся между непринятием зла и пассивным содействием ему, как зефир в проруби, не будет особого толку ни от каких практик. Ну, может, чуть-чуть починиться и кое-как выжить удастся, мир всё-таки милосерден, но дальше ходу нет. Если называть вещи своими именами, молитвы наши не будут услышаны, пока мы находимся в статусе "такой-как-все-здесь-говно-человек".
Это очень сложная тема. Принять идею такой общей ответственности нелегко (лично мне было очень нелегко). Но если не научиться её с себя снимать - осознанием, намерением, словом и делом, на практики можно время не тратить. Не получится ничего.
P.S.
У великих (не по статусу, а по сути) художников (в широком смысле) иногда бывает иначе. Но только в том смысле, что с ними Большая Судьба говорит лично, а не как с "одним из", они с самого начала в статусе "сам по себе". Завидовать, однако, не стоит, спрос с них больше. И последствия вранья, если что, гораздо страшней.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →