Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

пока гость сидел, мне было довольно скучно, поэтому какие-то записки писались по ходу беседы

написалось-1

Я в политику не лезу

С этих слов, если верить давным-давно мною читанному мемуару про поэта Аполинера и его коллег по богемной службе (автора, понятно, не помню), начиналась одна из двух любимых песенок известного художника-примитивиста Таможенника Руссо. Вторая песенка начиналась со слов: "ой, как я простужен", - и сейчас нам не пригодится.

Не знаю, где как, а среди русскоязычного населения, по моим наблюдениям, почти всякий бытовой спор между т.н. "либералами" и т.н. "консерваторами", как бы они себе ни именовали, в итоге сводится к противостоянию двух типов эгоизма: "хочу, чтобы мне было хорошо" и "хочу, чтобы всем было моё хорошо".

Забавно и печально вот что. Эгоизм первого рода вполне очевидный и понятный, нам про такой способ бытия еще в детстве толково разъяснили, что это - фу. Мало кто перевоспитался, но зато все уяснили, что так - нехорошо. Поэтому воспитанные люди стараются чрезмерную заботу о себе скрывать от окружающих - но это так, к слову. Важно, что по этому пункту в обозримом русскоязычном пространстве особых теоретических разногласий нет.

Эгоизм второго рода в этом смысле куда более опасен. Когда человек заботится о других, считается, что это хорошо и правильно. Вопрос "как" ставится копченым свиным ребром довольно редко. И зря: все беды, собственно, от этого "как". Если поливать фикус сливками, он засохнет быстрее, чем вовсе без полива, как бы ни причитал заботливый хозяин, что печется о благе фикуса и поливает его сливками исключительно по причине душевной щедрости; у него есть мнение, что жирные сливки чрезвычайно полезны фикусам, и не его вина, что тупое, неблагодарное растение не оценило такой жест и сдохло. После этого у хозяина погибшего цветка, безусловно, появится свободное время и моральное право рассуждать, как все остальные должны ухаживать за своими фикусами, и осуждать тех, кто поливает цветы обычной водой, да еще и не каждый день. Это, надеюсь, понятно.

Жизнь всякого эгоиста печальное зрелище, но это их личное дело. Тут надо понимать вот что: эгоист первого типа более-менее безопасен для окружающих. Он, конечно, оставит вас подыхать зимой на морозе, черствой корки не подаст, зато если вы где-нибудь самостоятельно раздобудете себе эту самую черствую корку, не станет стоять над головой, настаивая, чтобы вы непременно засунули ее себе в задницу. Отнять и сожрать может, это да. Но заставлять вас распоряжаться своей добычей так, как он считает нужным, не станет. Эгоисту первого типа, собственно, просто плевать на все, что шевелится, потому и не будет.

Зато эгоист второго типа не пожалеет сил, чтобы заставить вас употребить корку в соответствии с его драгоценным мнением о корках. Он и убить может, если вы не согласны - для вашего же блага, как он его себе представляет. Зато если вы согласитесь засунуть корку в задницу, по его указанию, он, возможно, даст вам еще много корок. От сердца оторвет, из дома вынесет и отдаст вам, завернув в свою последнюю рубаху. На такое дело ему ничего не жалко.

Первому эгоисту, в худшем случае, нужна власть над вашей коркой (если она кажется ему достаточно привлекательной), второму нужна власть над вами, даже если вы покажетесь ему совершенно непривлекательным персонажем. Первый - просто неприятный мерзавец и стяжатель, второй - неуправляемый (потому что сам желает все управлять) маньяк.

Выбор из двух зол не по мне, поэтому я стараюсь не допускать в свою жизнь ни тех, ни других (и насвистываю любимую песенку Таможенника Руссо, ага). Но, теоретически, если пришлось бы выбирать - пусть уж лучше пузатый Дракончик-Сластена жрет мой шоколад. Нехай подавится. Теряют больше иногда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments