Золя, вспоминая о первой выставке импрессионистов, писал, что посетители хохотали в голос, тыча в картины пальцами, звали знакомых, делились гыгы-соображениями по поводу нарисованного.
Обычное дело: некомпетентность дает право объявить все недоступное неразвитому умишку полным дерьмом и снисходительно поплевывать снизу вверх, искренне полагая, что плевки летят сверух вниз. Очень даже сверху. С такого верха заоблачного, что выше - только звезды, да и то не все.
С импрессионистами все ясно давным-давно, да и на той самой выставке у них уже начали покупать картинки продвинутые коллекционеры. А снисходительно хихикавшие некомпетентные буржуа - где они? Кто они? Кому интересны?
Пожалуй что и никому, кроме вот меня, да и я через десять минут допишу и снова о них забуду.
В то же время я вот ни на секунду не сомневаюсь, что некомпетентные зрители выставки выпили у художников (живых, между прочим, людей) не одно ведро крови. Снисходительность некомпетентного - мощное оружие, такое бревно ничем не перешибешь. Потому что прежде, чем переубедить оппонента, нужно поднять его до своего уровня, а это редко возможно. Это - ну как моя любимая донхуанская история про испанцев, которые оказались слишком тупы, чтобы их можно было заколдовать. Вот ровно то же самое.
Предвижу, что меня непременно спросят: а зачем кого-то переубеждать? Или вот испанцев заколдовывать - зачем?
Поэтому на всякий случай отвечу заранее: индейцам невозможность заколдовать тупых испанцев стоила жизни (я цивилизацию имею в виду, отдельные-то особи, понятно, выжили - ну и счастья-то).
Ну ладно, индейцы-испанцы, это, положим, была метафора. Но вот из всяких книжек-мемуаров известно, что жена художника Клода Моне (если я ничего не путаю) умерла от недоедания и отсутствия медицинского ухода. То есть с выживанием у художников-импрессионистов поначалу обстояло не шибко хорошо. Гогот некомпетентных зевак многих серьезных и умных людей удерживал от желания приобретать картины импрессионистов (так, кстати, часто бывает, "общественное мнение" - страшная сила, при том что оно, общественное мнение, почти всегда некомпетентно).
Ну, какое-то время у художников все было плохо, потом прорвало плотину, некомпетентные критики были благополучно растоптаны и забыты. И так тоже часто бывает. То есть вообще почти всегда. Но не сразу, а рано или поздно.
Я вот что стараюсь объяснить: снисходительность некомпетентных не только смешна и нелепа, но и очень опасна. Потому и нянчиться с ними не стоит.
PS
Что же касается снисходительности инсайдера, тут все и без меня понятно. Инсайдеры - они тоже всякие бывают, но даже совсем уж офонаревший инсайдер предстанет перед нам не карикатурным дураком, а живым человеком, с которым всякое может случиться. И не нашего ума дела ставить ему оценки.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →