Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Category:

о снисходительности

Существует множество разновидностей снисходительности, однако вполне общеизвестно, что людям удобнее понимать деление на два. Поэтому можно сделать вид, будто и снисходительностей всего две: снисходительность некомпетентного и снисходительность инсайдера, т.е. того, кто "в теме".

Золя, вспоминая о первой выставке импрессионистов, писал, что посетители хохотали в голос, тыча в картины пальцами, звали знакомых, делились гыгы-соображениями по поводу нарисованного.
Обычное дело: некомпетентность дает право объявить все недоступное неразвитому умишку полным дерьмом и снисходительно поплевывать снизу вверх, искренне полагая, что плевки летят сверух вниз. Очень даже сверху. С такого верха заоблачного, что выше - только звезды, да и то не все.

С импрессионистами все ясно давным-давно, да и на той самой выставке у них уже начали покупать картинки продвинутые коллекционеры. А снисходительно хихикавшие некомпетентные буржуа - где они? Кто они? Кому интересны?
Пожалуй что и никому, кроме вот меня, да и я через десять минут допишу и снова о них забуду.

В то же время я вот ни на секунду не сомневаюсь, что некомпетентные зрители выставки выпили у художников (живых, между прочим, людей) не одно ведро крови. Снисходительность некомпетентного - мощное оружие, такое бревно ничем не перешибешь. Потому что прежде, чем переубедить оппонента, нужно поднять его до своего уровня, а это редко возможно. Это - ну как моя любимая донхуанская история про испанцев, которые оказались слишком тупы, чтобы их можно было заколдовать. Вот ровно то же самое.

Предвижу, что меня непременно спросят: а зачем кого-то переубеждать? Или вот испанцев заколдовывать - зачем?
Поэтому на всякий случай отвечу заранее: индейцам невозможность заколдовать тупых испанцев стоила жизни (я цивилизацию имею в виду, отдельные-то особи, понятно, выжили - ну и счастья-то).

Ну ладно, индейцы-испанцы, это, положим, была метафора. Но вот из всяких книжек-мемуаров известно, что жена художника Клода Моне (если я ничего не путаю) умерла от недоедания и отсутствия медицинского ухода. То есть с выживанием у художников-импрессионистов поначалу обстояло не шибко хорошо. Гогот некомпетентных зевак многих серьезных и умных людей удерживал от желания приобретать картины импрессионистов (так, кстати, часто бывает, "общественное мнение" - страшная сила, при том что оно, общественное мнение, почти всегда некомпетентно).
Ну, какое-то время у художников все было плохо, потом прорвало плотину, некомпетентные критики были благополучно растоптаны и забыты. И так тоже часто бывает. То есть вообще почти всегда. Но не сразу, а рано или поздно.

Я вот что стараюсь объяснить: снисходительность некомпетентных не только смешна и нелепа, но и очень опасна. Потому и нянчиться с ними не стоит.

PS
Что же касается снисходительности инсайдера, тут все и без меня понятно. Инсайдеры - они тоже всякие бывают, но даже совсем уж офонаревший инсайдер предстанет перед нам не карикатурным дураком, а живым человеком, с которым всякое может случиться. И не нашего ума дела ставить ему оценки.
Tags: как объяснять картины мертвому зайцу, няпиздинг сэнсэе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →