Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Categories:

совсем просто

В школьном курсе литературы - в том виде, как ее преподавали нашему поколению и тем, кто постарше, и тем, кто немного помладше - был один чудовищный совершенно изъян. (То есть, не всего один, а один чудовищный, это разные вещи.)
Авторы учебников и методических пособий всегда любезно поясняли нам, что хотел сказать автор. Причем обычно выяснялось, что автор хотел сказать нечто очень нелепое, скучное и дикое, например, пожаловаться на тяжкую долю русских крестьян. Ну, все помнят.
Дело не в злополучных крестьянах даже, а в том, что в подсознание нам, бессмысленным школярам, вбивали совершенно нелепую аксиому: автор книги, будь он хоть четырежды Русский-Классик, всегда такой дурак, что намерения его у всех, как на ладони, вон даже дура-училка, и та понимает, что хотел сказать автор, и мы теперь понимаем, так что пусть не прикидывается шибко умным, вот он, голенький и беззащитный растяпа - весь в нашей власти (понять = съесть, но это мне сейчас объяснять лень, почти никто этот простой принцип не знает, но он все равно работает, и точка).
Потом мы, конечно, выросли, и некоторые даже заново научились читать, а некоторые писать, и все у них (у нас) в порядке, причем не только с головой, но даже (может быть) с подсознанием. Но некоторые бывшие хорошисты до сих пор верят, будто автор книги непременно настолько дурак, что любая Мариванна его с полпинка раскусит. Особо бессмысленные болваны такого рода зарабатывают на жизнь написанием книжных рецензий; за любую, не сомневаюсь, им поставили бы твердую четверку в родной школе - а что делать.

Все это можно было бы не проговаривать вслух, если бы не открывшаяся мне вдруг возможность закончить сей плач ярославны на оптимистической вполне ноте. Кто-то из моих друзей (не помню, кто, а искать лень) писал сравнительно недавно, что школу они заканчивали в начале перестройки, все очень быстро менялось, и вдруг в десятом, что ли, классе, выяснилось, что не надо больше переписывать в сочинения из учебников, что-хотел-сказать-автор-о-тяжелой-доле-русских-крестьян, достаточно рассказать, о чем повествует книга, понравилась ли, и почему, и о чем она заставила задуматься читателя, если, конечно, заставила - ну, как-то примерно так.
Я хочу сказать, что если это был не отдельно взятый эксперимент в отдельно взятой школе, а изменение методики преподавания литературы, то десять, скажем, лет спустя, когда все эти новые школьники и бывшие новые школьники повзрослеют, встанут на ноги, возьмутся за ум и пойдут добывать хлеб насущный, у нас появится сразу много рецензентов, которых можно без гнева и отвращения читать и даже, сколь бы крамольной ни казалась мне сейчас эта мысль, прислушиваться к их мнению. Хотя последнее предположение - это уже, наверное, перебор, утопия. А все-таки.
Tags: гуманитарная помощь, простые вещи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →