Так называемая "доска" прочерчивается в виде спиральной канавки на песке, и на ней делается произвольное число ямок. Одна такая ямка отображает дневной переход. Большая ямка в центре - это колодец, к которому лежит путь из деревни. Каждый игрок располагает фишкой, представляющей его мать.
Кости - это три щепки, каждая из которых имеет длину примерно 15 сантиметров и покрыта корой; с одной стороны она имеет закругленную зеленую поверхность, с другой - белую. При игре щепки подбрасывают в воздух.
Подсчет очков
Одна белая сторона обращена вверх - таба.
Две белые стороны обращены вверх - 2, и ход оканчивается.
Три белые стороны обращены вверх - 3
Три зеленые стороны обращены вверх - 6
Правила
1. Игроки по очереди подбрасывают щепки до тех пор, пока одному из них не выпадет 2; затем он передает палочки следующему игроку.
2. Игроку должна выпасть таба, чтобы его мать смогла покинуть деревню.
3. После выпадения табы мать игрока перемещается по спирали на два, три или шесть дней - в зависимости от того, как лягут щепки при следующей попытке. Она не перемещается при выпадении табы, но все табы отмечаются на песке, чтобы она могла воспользоваться ими позднее.
4. Две матери могут делить между собой один и тот же день (лунку в песке).
5. Мать должна точно в срок достичь колодца. Если она не успевает, то может восполнить недостающие дни, уплатив эквивалентную сумму - табас - из запаса своего сына.
6. У колодца ей понадобятся две табы для стирки одежды и еще две табы уйдут на обратную дорогу. Если игрок не располагает требуемыми табами, его матери придется ждать, пока он не наберет их. При этом игроку разрешается оставить на будущее любые очки 2, 3 или 6, которые выпадают ему в процессе.
7. Матери возвращаются от колодца в деревню тем же маршрутом, которым шли раньше.
8. Мать, первой вернувшаяся в деревню, выпускает гиену на свободу. С этого момента ее сын контролирует движение дикого зверя, которому разрешено покидать деревню после уплаты двух таб. Животное перемещается в два раза быстрее, чем остальные фишки, поскольку его очки удваиваются.
9. У колодца гиена останавливается и ждет до тех пор, пока не будут уплачены 10 таб за воду.
10. Покинув колодец, животное продолжает двигаться с удвоенной скоростью и пожирает любую женщину, которую настигает на обратном пути. Не утолив жажду, гиена не имеет права нападать на матерей.
11. Тот, кто становится гиеной, выходит победителем, и горе проигравшему. Игрок, мать которого оказалась съедена гиеной, безжалостно высмеивается теми, кому удалось благополучно довести до дома свою мать.
Р. Белл. Энциклопедия настольных игр народов мира.
***
(ну, положим, не сказать чтобы такая уж великая "энциклопедия", но там еще дохренища такого рода щастья. и мне даже не очень лень их перепечатывать. потому что из всех искусств для нас важнейшим является, правильно.)