Фишка в том, что я вообще всегда четко осознаю как возможность всякой оказавшейся на поле зебры оказаться крашеной лошадью, так и возможность присутствия иной, незримой зебры за ближайшим стогом (причем эта незримая зебра тоже может оказаться подлинной, или крашеной, пятьдесят на пятьдесят).
Кроме этого я учитываю еще кучу возможностей, начиная с традиционного "все зебры - мой сон, как решу, так и будет" и заканчивая не менее традиционным призывом к себе определиться сперва, существует ли поле.
Таким образом, всякое "знание" для меня - результат сознательного выбора наиболее подходящего (как мне в даный момент кажется) варианта и столь же сознательного усилия поверить, что это и есть "знание". Причем если с первым пунктом я справляюсь легко, то со вторым практически никак не справляюсь, потому что фома-неверующий. Даже если зебра принесет справку от ученого зоолога, что она настоящая зебра, это ничего не изменит, потому что для последовательного фомы-неверующего нет авторитетов, заключение эксперта для меня - всего лишь еще одно мнение, число одинаковых мнений тоже не имеет значения, потому что заблуждения вполне могут быть массовыми (а могут и не быть, да).
Звучит все это красиво и даже отчасти душеспасительно, но на деле выходит совершено непрактично. Обладая недюжинной умищей, в житейских ситуациях я веду себя, по большей части, довольно бестолково и нелепо, причем чем проще ситуация, тем более нелепо я себя веду. Мне кажется, на практике гораздо лучше работает совершенно варварский подход: пока я вижу вдали нечто похожее на зебру, я твердо знаю, что это зебра; когда я получу больше информации о предмете, я, в случае необходимости, пересмотрю свое мнение. В тех редких случаях, когда мне удается воспринимать мир таким примитивным, дурацким способом, работа в руках горит, и вообще все идет как надо.
Восточные мудрецы называли (-ют?) ученых "мастерами утонченых заблуждений". Остальные люди, надо понимать, мастера утолщенных заблуждений, что, согласитесь, тоже почетно.
С этой точки зрения вопрос наличия зебры, или любого другого животного на каком бы то ни было поле выглядит вполне смехотворно, а засалившийся от частых употреблений афоризм: "я знаю, что ничего не знаю", - звучитпо-прежнему освежающе, но совершенно беспозелен.
Правильный ответ на вопрос про зебру, как и положено в хорошем коане: "Му!" Или даже так: "Мууу". А еще лучше: "МУУУУУУУУ!!!" Выйти в поле и орать во весь голос, пока самая последняя зебра, подлинная ли, фальшивая ли, не убежит на край света, помахивая присущим всякой зебре сине-зеленым пушистым хвостом, оставив знатока в обескураживающем одиночестве.
И какой же это немыслимый кайф.