очень многие люди приходят в журналистику из-за любви - любви к литературе, музыке, кино
так и я пришел в свое время
сначала они - мы - не умеют писать, но сила чувства искупает все
читаешь статью - и чувствуешь, что автора прет. Прет от объекта (книжки, фильма, альбома) - и от процесса. От того, что он умеет словами, говорить о любви. Пусть не очень профессионально, но с чувством.
потом приходит профессионализм - и тут человек становится звездой, его печатают всюду (или хотят всюду печатать, а он не дается), его статьи прекрасны, их хочется заучивать наизусть и учить по ним студентов
а потом уходит любовь
остается один профессионализм
<...>
мне это напоминает описание ада у кого-то из христианских мистиков: ад - это место, где то, что ты делал в жизни добровольно, ты делаешь по принуждению
и дальше:
впрочем, Сведенборг говорил, что грешник волен покинуть ад в любой момент и оставаться там - его личный выбор
Все это очень правильно.
Но это такой специальный ад для избранных, которые знают, как это - делать по любви, чувствуют разницу и поэтому, хотя бы теоретически, могут воспользоваться советом Сведенборга и выйти вон.
А сколько таких, кто начинал не по любви, не был трогательно прекрасен и неуклюж на старте, и звездой потом, позже, не был, и не будет никогда, пыхтит себе потихоньку в серной ванне, думает, что это и есть жизнь. Вот это нереальный ужас - кажется мне со стороны, но чутье подсказывает, что такая жизнь - это уже не просто пребывание в аду, а работа на адское начальство за какие-то минимальные поблажки, например за право не понимать, что это и есть ад.
Вертухайство, иными словами говоря.
P.S.
Тут все-таки надо подчеркнуть, что все вышесказанное, на мой взгляд, не "о жизни ваще", а именно о т.н. "творческих профессиях", куда соваться иначе как по большой любви, на разъезжающихся от усердия неуклюжих лапах не следует. А если говорить "о жизни ваще", будет очень много нюансов, поправок и скидок, хотя по самому большому счету принцип, конечно, то же. Но только по самому большому.