Как объяснять картины железному волку (chingizid) wrote,
Как объяснять картины железному волку
chingizid

Category:

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ

Стремление «быть не как все» в исполнении вьюношей бледных обоего пола выглядит обычно смешно и нелепо (уже потому хотя бы, что является более чем массовым поветрием среди подростков). Подростки, как правило, совершенно беспомощны, когда дело доходит до вербального оформления смутных сердечных порывов, но с сердцем-то у большинства из них пока все в порядке, чувствуют они правильно. Любопытный парадокс заключается в том, что потребность «быть как все» в этом возрасте тоже ощущается особенно остро, зато и опасность такого соблазна все еще вполне очевидна – трудный, интересный, решающий момент в жизни. Потом будет еще немало шансов сломаться, но никогда спасение не будет так очевидно (и так возможно).

«Быть не как все», плыть против течения – вопрос сперва выживания, а потом и разрастания (строительства) духа, никак не меньше.

Понятно, что рассуждать о таких вещах можно только полагаясь на собственный опыт. Мне в этом отношении повезло, я очень хорошо помню, каково это – быть тупым, агрессивным, тщеславным, зато чрезвычайно восприимчивым и чувствительным подростком, мечущимся между соблазнительной концепцией «быть не как все» и вполне реальным, физически ощутимым кайфом от включенности в «общее» - начиная от эйфорического состояния в толпе (на дискотеке, на первомайской демонстрации, в большой компании на пляже, на концерте, на улице после концерта) и заканчивая включенностью в общую для всех систему ценностей. Я очень хорошо помню, какой мощный драйв дает включенность в общее физическое поле, сколько дополнительных сил и уверенности в себе (а значит, спокойствия) дает включенность в общую систему ценностей. Отказ от этих соблазнительных возможностей был в моем случае совершенно сознательным решением, более всего похожим на сознательное решение разумного вегетарианца не есть мяса. «Я больше не хочу строить свое тело из этого материала», – так чувствует вегетарианец (и неважно, какие аргументы он при этом придумывает головой и говорит ртом). Мне в ту пору недоставало ума и опыта для четких формулировок, но ощущение «я больше не хочу укреплять этим мусором свой дух», - я хорошо помню.
Причем ощущение это вовсе не было настолько мощным, что делало дальнейшее подключение к общему полю невозможным. Оно было достаточно сильным, чтобы поставить вопрос о необходимости выбора, но сам выбор отнюдь не предопределяло. Брать силу и радость от единения с другими людьми – все равно что жрать из помойки, но это, прямо скажем, богатая помойка в буржуйском районе, большой соблазн для голодного. А голод приходит немедленно, стоит только сделать шаг в сторону.
Во-первых, обнаруживаешь, что радоваться в одиночку просто не умеешь, и непонятно, как этому учиться, с чего начинать. Весь предыдущий опыт эйфорической радости связан с пребыванием в сообществе, эту технологию получения кайфа организм худо-бедно освоил и переключаться на какую-либо другую не умеет. Именно на этом этапе многие начинающие отшельники открывают для себя разнообразные химические способы достижения радости, и мало кому удается, попробовав этот способ, пойти дальше, вернее, свернуть в сторону; понятно, что это тоже чрезвычайно опасный этап, необходимый, или нет, не знаю, но почти неизбежный.
Во-вторых, выход из общей системы ценностей оставляет человека в полной пустоте и невесомости, без твердой почвы под ногами. Это в сорок лет прекрасное и свежее ощущение, а в семнадцать – натуральная катастрофа, уцелеть в которой можно только чудом. Выстроить собственную иерархию ценностей чрезвычайно сложно, задача почти непосильная, поскольку требует колоссальной умственной, сердечной и душевной работы одновременно; при этом выключенность из общей системы никогда не будет достаточно полной, чтобы ощутить вкус подлинной свободы от «всего человеческого», это тоже надо понимать*.
Кроме того, окружающий человеческий космос, который только что был, при всех своих недостатках, умеренно дружественным, или хотя бы просто нейтральным, становится враждебным. Просто выжить в нем – задача почти непосильная. Однако решить ее совершенно необходимо, потому что самое интересное случается во второй, третьей, четвртой и всех последующих сериях – но только с теми, кто уцелел в первой. Единственная хорошая новость для всех, кто оказался в таком положении – можно ошибаться. Единственной и неповторимой «правильной» системы ценностей, подходящей конкретному индивидууму раз и навсегда, скорее всего, вообще не существует, любая такая система работает «от забора и до обеда», и если уж сделан главный, решающий выбор – копать, - надо помнить, что заборов очень много, а точное время обеда нигде не указано, когда наступит, тогда и наступит.

***

Это тема чрезвычайно важная и сложная, почти неподъемная. Выйти на возможность хоть как-то ее проговорить мне удалось в ходе поисков ответа на вопрос: «Какого черта меня так раздражают футбольные фанаты?» А потому и раздражают, что я хорошо помню, какого рода удовольствие можно от этого получить, каково оно на вкус, чем пахнет и сколько стоит. Мне неприятно видеть, как люди оглушают себя порцией Двойного Дерьмового, одновременно получая физическое наслаждение от единения с толпой и душевное успокоение от включения в общую систему ценностей в качестве полноправного члена сразу нескольких больших, могущественных сообществ – «футбольных болельщиков», «победителей», «россиян». Сказать, глядя на это: «лишь бы радовались», - все равно, что сказать: «лишь бы сыты были», - глядя на бродяг, пожирающих свиной корм из корыта. Я все же не настолько презираю людей, чтобы думать, будто другие техники достижения радости и душевной цельности им уже окончательно недоступны. Хотя мне тут подсказывают, что я безнадежный оптимист, погрязший в духоподъемных, но беспочвенных иллюзиях. Это действительно так – от очередного забора до очередного обеда, а там как пойдет. Хочется, конечно, верить, что я все-таки научусь вообще не думать о чужих делах, куча времени, внимания и сил высвободится.

***

И еще один поскриптум. Тут пару дней назад все давали ссылку на ужасающий рассказ о выпусном вечере в Храме Христа Спасителя. Так вот, мне кажется, что это совершенно прекрасное событие. В шестнадцать-семнадцать лет человек еще вполне способен учиться на собственных ошибках. И узнать в этом возрасте, что тупое, скотское послушание карается скукой и усталостью, очень полезно. И прекрасный пример избежавшего всеобщей участи отличника-сатаниста перед глазами (кроме всего, это самый исчерпывающий и внятный для нормального подростка ответ на вопрос: «зачем нужно хорошо учиться?»). Меня, во всяком случае, именно ряд подобных открытий окончательно отвратил от соблазнов следования общим путем. Ну, то есть, это была последняя капля. И как же хорошо, что она была. Хотя породившая эту животворную каплю система человеческих отношений отвратительная и скотская, кто бы спорил.
Хотя (мне это вот прямо сейчас пришло в голову) возможно, необходимость противостоять жесткой системе изрядно меня покалечила, и сейчас я говорю как злобный инвалид войны: «правильно, пускай под пулями попрыгают, может, людьми станут». Скорее всего, у людей, сформированых и живущих в более мягких условиях, столько же, если не больше шансов выскочить из соблазнительного колеса человеческой общности. Просто лично у меня такого опыта нет, а значит – что толку гадать.

***

И последнее. Тут сам собой встает столь нелюбимый мною вопрос: «А зачем?» В смысле, на кой сдался человеку весь этот мучительный сопромат? Ответ на него, тем не менее, совершенно очевиден: а чтобы мусор не жрать. Потому что кроме мусора есть и другие стройматериалы, а резервы человеческого организма небесконечны, да и времени, как ни крути, мало. И лучше уж тратить время (и себя) на сомнительные эксперименты, чем на поглощение заведомого шлака.

__________________________

* Проще всего объяснить этот момент на примере небритых женских ног, которые казались мне нормой в детстве, начали казаться уродством по мере ознакомления со всеобщими представлениями об эстетических нормах и продолжают вызывать отвращение даже сейчас, когда я прекрасно понимаю, что такая эстетическая позиция навязана мне извне, примерно догадываюсь, откуда она взялась, и, самое главное, осознаю, что мне, по идее, вообще не должно быть дела до волосяного покрова чужих конечностей. Однако механизм включения в систему чужих предпочтений все равно работает, и в этом отношении (как и во многих других) я – тоже робот.
Собственно, вся эта запись, очередная попытка максимально доходчиво сформулировать свою позицию и донести ее до сведения других людей (т.е., строго говоря, навязать другим свое мнение по вопросу, который кажется мне «важным») – тоже следствие моей частичной включенности в общую систему ценностей. И так далее. Все, что можно сделать в такой ситуации – просто отслеживать процессы и осознавать, откуда, как и у чего растут небритые ноги. Такое осознание не всегда влияет на поведение, но помогает хотя бы частично дистанцироваться от скотской, автоматизированной части себя.
Tags: нинравицо, простые вещи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →